Золотой процент. Какой должна быть агентская комиссия?
Вопрос раз и навсегда определенной комиссии агентства, а также связанные с ним проблемы определения стандартов качества рекламного сервиса - одни из наиболее актуальных в индустрии на сегодняшний день. Георгий Калинин, директор по качеству РА Movie, пристально изучающий эти вопросы, рассказал о способах их решения.
В последнее время в рекламном сообществе очень активно обсуждается вопрос агентских комиссий. Вопрос, безусловно, весьма актуальный. Ни для кого не секрет, что, несмотря на давно прописанные формулы расчета и разнообразие видов агентского вознаграждения, к финальной цифре, будь она выражена в процентах от суммы бюджета или в российской валюте, приводят совершенно иные дороги. Как правило, это дороги переговоров с заказчиком, дороги, в большинстве случаев, извилистые и ухабистые. Конечно же, творческого продукта это касается в большей степени, чем продукта медийного, но и там далеко не все так формально и скучно. В последние годы даже у грандов отечественного рекламного рынка возникают сложности с выработкой — и представлением клиенту — обоюдовыгодной схемы оплаты.
Конечно, в вопросах оплаты услуг рекламного агентства торг, мягко говоря, уместен. И даже нелепо было бы рассуждать на эту тему: это не просто привилегия заказчика — отстаивать более выгодные для себя условия сделки, — это, если угодно, его обязанность. Если его сразу устраивает названная цифра и он не постарается ее хотя бы немного, для приличия, сбавить, может возникнуть вопрос, а чьи, собственно, интересы он представляет. Опять же, в ходе дискуссии (а позиционный торг — это всегда дискуссия) агентство получает возможность продемонстрировать и обосновать логику формирования комиссии или суммы вознаграждения.
Вместе с тем отстаивание предложенной схемы оплаты и размера вознаграждения аналогичным образом является привилегией агентства. Вопрос лишь в том, чтобы это отстаивание сводилось к небольшому количеству веских, продуманных и понятных заказчику аргументов, а не превращалось в одно сплошное апеллирование к неким среднерыночным ценам. Ведь в нашей отрасли ситуация не столь прозрачная и не столь прозаичная, как, например, на рынке недвижимости, где в любое время и буквально в одном клике от нас лежит исчерпывающая информация о том, сколько стоит средний квадратный метр в определенном городе и даже в конкретном районе.
Что же можно привести в качестве аргументов этим завышенным, как порой думает заказчик, и заниженным, как порой думают эккаунт-директора и групп-хэды, ценам? И как бы нам уйти подальше и поскорее от той, мягко говоря, не-совсем-правды, о которой мы слышим чуть ли не каждый день, что некое агентство А продало свою креативную концепцию за $Х млн, а агентство В — свое медиапланирование за $Y млн. Ведь в руках у нас в лучшем случае исследования АКАР четырехлетней давности, а в худшем, как поется у Морриса Альберта, «fe-e-el-ings…». К этим самым feelings я отношу и спекуляции на тему среднерыночных цен. В итоге, как уже говорилось вначале, мы имеем не очень красивую правду в виде невысоких вполне реально существующих комиссий и достаточно красивую не-совсем-правду в виде миллионных гонораров, которых, если собрать все вместе, хватило бы с лихвой на удвоение нашего ВВП в значительно более короткие сроки. И именно эту «правду» мы старательно (за редким исключением, здесь мы говорим о специфике рынка вообще) коммуницируем коллегам посредством, как правило, word of mouth. Что ж, в этом, наверное, есть свой резон: мы таким образом выстраиваем психологическую защиту, но на имидж отрасли это влияет, на мой взгляд, далеко не лучшим образом.
В конечном итоге мы ведь хотим, чтобы наша профессия была уважаема, почитаема и востребована. Чтобы о рекламных специалистах упоминали если не с трепетом, то по меньшей мере с уважением. Наконец, сама же маркетинговая наука нас и учит, что дорогой товар не может позволить себе — именно позволить себе — продаваться с большими скидками, если только это не рождественский сейл в начале года. Иначе он довольно быстро перестанет восприниматься как дорогой и встанет в один ряд с ширпотребом. А мы ведь этого не хотим. В рассматриваемом же нами вопросе можно сказать, что на рекламные услуги действуют перманентные скидки. И как порой хочется ответить словами Михаила Жванецкого на реплику о бесплатном креативе или бесплатном исследовании, идущих в нагрузку к относительно большому медиабюджету: «Можно и не платить… Если вас не интересует результат».
Сказанное здесь относится, конечно, в первую очередь к малым и средним агентствам, но коль скоро любая система стремится к равновесию и взгляды одних постепенно передаются другим, циркулируя по рынку вместе с персоналом-носителем этих взглядов, можно сказать, что во многом это применительно и к большим.
Ситуация у нас вообще не самая приятная. С одной стороны, если сравнивать, например, с американским рынком, где на 295 млн человек приходится 276 млрд рекламных денег (из которых 55 млрд приходится, правда, на директ-мейл), то есть, грубо говоря, $1000 на одного жителя, у российского рынка есть большой потенциал. Даже если учесть, что доход на душу населения (по индексу РРР) у нас в четыре раза ниже, а потребительские расходы ниже почти на порядок, все равно рекламный рынок весьма далек от насыщения. С другой стороны, наша отрасль, как это ни странно звучит, перенасыщена с точки зрения числа ее работников: и в США, и тем более в Англии количество бюджетов, приходящихся на одного работника индустрии, в несколько раз больше, чем у нас. И попасть в нее в нашей стране значительно проще, и уровень требуемой квалификации ниже, и переходить из одного агентства в другое каждый год — скорее правило, а не исключение. Все это дестабилизирует ситуацию рекламного рынка, негативно сказывается на имидже отрасли, умножает кривотолки и спекуляции, вредит качеству работы с клиентом и самым непосредственным образом оказывает влияние на рассматриваемый нами вопрос. Упасть в цене, конечно, гораздо проще, чем доказывать «с указкой флип-чарта» справедливость, адекватность и логичность ценовой политики компании.
Качество сервиса самым непосредственным образом зависит от вопроса формирования цены. Там, где качество обслуживания на высоте, налажена структура взаимодействия с клиентом, присутствует проактивность и креативность — не только в вопросах собственно творческих разработок, но и в совместном с клиентом поиске бизнес-решений, — гораздо меньше возникает вопросов относительно того, почему так дорого. Поэтому если уж начинать говорить о комиссиях и ценах, то было бы только логично перед этим поставить на повестке вопрос о формировании некоего «кодекса отрасли» или «золотого стандарта рекламного обслуживания». Клиенты будут весьма заинтересованы в том, чтобы посодействовать созданию подобного документа. И уже после того, как многие (хотя, конечно, не все) агентства поставят свою подпись под этим стандартом — мы сможем, подобно нашим коллегам из Американской ассоциации рекламных агентств (АААА) и Национальной ассоциации рекламодателей (ANA), сесть за круглый стол и выработать общие и частные подходы к решению извечного вопроса об агентских комиссиях.
Сидим на проценте |
Виды оплаты услуг рекламными агентствами, % |
Способ оплаты |
Подписчики исследований TNS Gallup |
Неподписчики исследований TNS Gallup |
Стратегическое планирование рекламных кампаний |
Абонентская плата за пакет услуг |
15 |
20 |
Процент от рекламного бюджета |
55 |
39 |
Процент от суммы размещения |
25 |
17 |
Почасовая система оплаты |
25 |
10 |
Гонорарная система оплаты |
55 |
59 |
Медиапланирование в СМИ |
Абонентская плата за пакет услуг |
15 |
14 |
Процент от рекламного бюджета |
50 |
39 |
Процент от суммы размещения |
45 |
34 |
Почасовая система оплаты |
15 |
2 |
Гонорарная система оплаты |
35 |
45 |
Размещение рекламы на ТВ, национальное |
Абонентская плата за пакет услуг |
11 |
3 |
Процент от рекламного бюджета |
42 |
41 |
Процент от суммы размещения |
68 |
66 |
Почасовая система оплаты |
5 |
0 |
Гонорарная система оплаты |
11 |
9 |
Спонсорство ТВ-программ |
Абонентская плата за пакет услуг |
13 |
6 |
Процент от рекламного бюджета |
44 |
41 |
Процент от суммы размещения |
63 |
59 |
Почасовая система оплаты |
6 |
0 |
Гонорарная система оплаты |
25 |
18 |
Источник: АКАР, ROMIR Monitoring, 2003 г.* |
* После 2003 года подобных исследований не проводилось.
Единый тариф |
КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ, ЕСЛИ БЫ НА РЫНКЕ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ СУЩЕСТВОВАЛА ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАРИФОВ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ, ТО ЕСТЬ НЕКИЕ БАЗОВЫЕ ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ УСЛУГИ И ПРОДУКТЫ, % ОТВЕТИВШИХ |
Члены АКАР (в период проведения опроса – РАРА) |
Не члены АКАР (в период проведения опроса – РАРА) |
|
|
Выборка: члены АКАР - 72 РА, не члены АКАР - 40 РА
Источник: АКАР, ROMIR Monitoring, 2003 г. |
Почему нет? |
ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФОВ |
|
* В эту категорию попали ответы: «Если не получается выделиться за счет креатива, то можно играть ценой», «Придумают систему откатов», «Это может сделать % комиссии слишком большим, а это невыгодно клиентам», «Можно потерять часть клиентов от малого бизнеса и недополучить с крупных», «Нет критериев для установления тарифов» |
Выборка: 31 рекламное агентство
Источник: АКАР, ROMIR Monitoring, 2003 г. |
Клиенты — против |
ОТНОШЕНИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ К ИДЕЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФОВ, % ОТВЕТИВШИХ |
|
Источник: АКАР, ROMIR Monitoring, 2003 г. |
Георгий Калинин, директор по качеству РА Movie, adme.ru.