"Всемирная история" Бекмамбетова (видео)Тимур Бекмамбетов, режиссер "Ночного" и "Дневного дозора", стал известен благодаря "Всемирной истории - серии рекламных роликов банков "Империал" и "Славянский". Недавно их снова показали по ТВ. Бекмамбетов вспоминает об этой работе как о самой приятной в жизни. - Ролики банка "Империал" шли шесть лет, с 92-го по 98-й. Время было веселое: рейв, наркотики, малиновые пиджаки. Где были вы? - В центре всего (смеется)… Я как раз снял свой первый фильм, "Пешаварский вальс". И понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах были мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу. Которая снималась без правил: делай что хочешь. Хочешь - снимай кино, только тридцатисекундное. Сергей Родионов был странным клиентом, которого заинтересовал процесс создания роликов-фильмов… - Эти ролики тогда все наизусть выучили. "Всемирная история" - ваша идея? - Есть такой человек Володя Перепелкин - самый древний наш копирайтер. Сейчас он капусту выращивает, образно говоря, - живет под Москвой, думает о вечном (смеется). Сначала он предложил мне сценарии трех роликов со слоганом "Точность - вежливость королей". А потом я познакомился с Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, а хочется быть меценатом такого вида искусства, как рекламный ролик. Я его спросил: "А почему ты кино не снимешь?" - "А как его потом люди увидят?" С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда я расширил концепцию: появилась "Всемирная история". А дальше было пять лет замечательной жизни. Мы искали сюжеты: историк Кирилл Зубков, консультант, знакомил нас с докторами наук из Историко-архивного. Они рассказывали истории. - По какому принципу вы их отбирали? - Я должен был что-то почувствовать. Историю про Тамерлана, собиравшего камни, мне рассказал мой друг, режиссер Тимур Кабулов… Про Александра с лебедями - монархист Андрей, молодой человек из Петербурга… - Есть ли ролики снятые, но не вышедшие? - "Ивана Грозного" показали всего несколько раз. Царь объявляет о том, что берет власть в свои руки. Его спрашивают: "На каких условиях?" Он отвечает: "После узнаете". - Одни из главных составляющих успеха - костюмы и грим… - У нас были гениальные костюмер и гример - Наташа Дзюбенко и Люся Рогожина. Они все время находили остроумные способы выкручиваться, вписываясь в бюджет. - Хочется тут же спросить: бюджеты были такие маленькие? - Родионов, как умный человек, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссеру. И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был себя ограничивать: если к тебе относятся по-человечески, тебе искренне хочется не злоупотребить доверием. Бюджеты были не маленькие - но не то чтобы невиданные. У нас было очень остроумное производство: Наташа брала костюмы на "Мосфильме", ночью разрезала и перешивала… Мы снимали ролик, а потом за ночь костюмы перешивались обратно и сдавались на "Мосфильм"… В принципе, она сделала невозможное. - А декорации? Например, юрты, стоящие в монгольской степи? - Компьютерная графика. Мы были первыми, кто ее применил. Это сделал Павел Перепелкин, который работает со мной до сих пор; он делал графику к "Дозорам". Сначала одна юрта не склеивалась с другой, изображение дрожало, и было видно склейку… И тогда мы вспомнили об огне, который горит в кадре. Добавили размытости. Получилось марево, плывущий горячий воздух - "дрожание" стало оправданным… Вообще, все производство роликов "Империала" было находками выходов из положения. - Как родилась идея роликов со стихотворениями? - Появился "Банк Славянский", нужно было придумывать им отдельную концепцию. В какой-то момент мы с Сергеем выяснили, что любим одних и тех же поэтов. Есть песни, на которые снимается видео. Почему бы не снять видео к стихам? Я принес ему свои любимые стихи. И обнаружил, что он знает наизусть весь Серебряный век! Вопросов не осталось - мы начали снимать. В двух первых роликах стихотворения Мандельштама и Блока читал Володя Машков. Ролик к "Конькам" Хармса считаю своей лучшей работой. Сделан он невероятно просто: мы с друзьями пошли в Серебряный Бор и сняли клип на фотоаппарат… Фантастический ролик снял Лео Габриадзе - его отец Резо прочитал стихотворение Пастернака. Просто на разрыв души. Это было счастливейшее время: шесть лет свободного творчества. Я делал то, что хотел. - Родионов как продюсер задавал критерии? - Была только одна шкала, по которой он оценивал работу. Плачешь или не плачешь. Если хочется плакать - значит, получилось. - Почему все закончилось? - Случился кризис 98-го: всем стало не до того. Да и в принципе, наверное, эту историю пора было заканчивать. Мы создали новый жанр - можно ли желать большего? - Что легче снять: очень маленький фильм или очень большой? - Конечно, маленький! Он снимается приятнее. Я вообще люблю маленькие стихи, маленькие рассказы. Ты можешь уложить их в одно чувство. А в большой форме очень трудно держать тональность. Разваливаться начинает. - На ТВ снова идет серия роликов с поэтами. Почему вы не снимете новые? Вам больше не интересно? Нет времени? - Я счастлив, что их снова покажут! И готов снимать новые ролики. Было бы замечательно, если бы можно было продолжить. Это же настоящая, искренняя реакция на мир! Эта работа, повторяю, была самым большим удовольствием в моей жизни. Инна Денисова Наполеон Николай I Тамерлан Инка Иван Грозный Александр Македонский Александр II Конрад III Дмитрий Донской Суворов (Екатерина II) Нерон Петр Первый Ян Собеский Чингисхан Профиль
|