Провокационный маркетинг вызывает у людей тошноту
Провокационный (вирусный) маркетинг, это способ привлечения к какому-либо товару или услуге внимание общественности, принцип которого работает на базе практической психологии и нейро-лингвистического программирования (НЛП).
НЛП зародилось в США в конце 60-х гг. ХХ века. "Нейро…" - означает, что наше поведение берет начало в нервных процессах, связанных со зрением, слухом, осязанием и особенностями мыслительных процессов. "Лингвистическая" составляющая названия подчеркивает роль языка коммуникации и воздействия на человека. "Программирование" указывает на целенаправленность воздействий и наличие определенной программы для достижения целей. Изначально НЛП-техники использовались в психотерапии, а в последствии, что уже не секрет, из-за простоты применения и высокой эффективности, были взяты на вооружение спец. службами различных стран. В настоящее время НЛП представляет интерес практически для каждой профессии, в которой ведущую роль играет коммуникация.
Сила НЛП заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики, воздействие на человека происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Но данная психотехника может использоваться и в противоправных целях: изменять вкусы, формировать навязчивые потребности, установки, в том числе страхи, сомнения в прежних убеждениях, разрушать и, наоборот, вызывать симпатии и антипатии.
Знаниями в области НЛП не могли не воспользоваться в индустрии рекламы.
Сейчас вирусный маркетинг превратился в психологическое оружие массового применения в местах сосредоточения той или иной аудитории (электората). Прежде всего, к местам массового сосредоточения аудитории относятся популярные Интернет ресурсы, в основном электронные СМИ, за которыми идут разнообразные тематические форумы и блоги.
Как используются вирусные технологии в интернете:
1) Вбросить информацию, которая явно не верна, в которой содержится смысловая ошибка и пр. При этом вброс производит активный пользователь, т.е. как бы не случайный пользователь, а завсегдатай форума или автор блога или статьи.
Информация может быть любая. Это может быть статья, это может быть какая-то новая тема или что-то еще.
2) Пользователи сайта видят, что написана чушь и активно начинают принимать сторону того, против кого она обращена.
Таким образом, владельцы сайтов пытаются повысить посещаемость, вовлекая в дискуссию неискушенных пользователей.
Интервью с Михаилом Шигильчевым – креативным директором рекламного агентства «Радуга»:
8352.biz: Михаил, как Вы относитесь к вирусной рекламе?
Михаил: если считать за вирусную рекламу, рекламу созданную при помощи практической психологии и НЛП технологий, то крайне отрицательно. Т.к. в своей работе лично я опираюсь только на естественный креатив. Даже слоган моего рекламного агентства звучит так – «Мы помогаем продавать красиво!». А вирусный маркетинг считаю грязным маркетингом, который порочит честь и достоинство. Неудивительно, что Вам никто не признается в том, что использует в своей деятельности вирусный маркетинг. Так же я считаю, что вирусный (грязный) маркетинг это самая настоящая антирекламная деятельность. Например, мне очень жаль тех, кто прибегает к его помощи, потому что они делают этот выбор, судя по всему, из-за незнания элементарных фундаментальных основ и присваивают себе очередное звание неудачника.
8352.biz: Михаил, как вы считаете, почему некоторые так легко отдают свое предпочтение НЛП-технологиям?
Михаил: наверное, НЛП-технологии используются теми, в ком, прежде всего, нет веры. Ни в бога, ни в себя самого.
8352.biz: Михаил, а Вы сами знакомы с НЛП? Может быть Вы бы тоже переняли что-нибудь для себя из этой науки?
Михаил: несомненно знаком, и положительные стороны у НЛП есть, но они никак не применимы в грязном маркетинге.
8352.biz: Михаил, доводилось ли Вам сталкиваться с этим?
Михаил: я думаю, что с этим сталкивался чуть ли не каждый, и даже я. Впервые я познакомился с этим на форуме сайта Sostav.ru а совсем недавно на сайте Superjob.ru. Когда меня втянули в дискуссию при помощи вирусного маркетинга на форуме сайта sostav.ru я еще небыл знаком с этими технологиями. А сейчас это развито повсеместно. И все должны об этом знать.
8352.biz: что вы думаете о вирусном (грязном) маркетинге как о таковом?
Михаил: это еще одна отдушина для неудачников и всех тех, кто не умеет делать хорошую, конкурентоспособную рекламу, или продукцию.
Как используются вирусные технологии в рекламе?
Москвичи были шокированы циничной и грубой рекламой в самом центре столицы, когда на рекламных плакатах появились изображения детей и плюшевых зверушек. Нарисовано было всё очень мило, красочно, стилизовано под детский рисунок. Вот только слоганы на плакатах были не детские: «Хочу быть богатым, знаменитым, кататься на Bentley и одеваться только в ЦУМ», «Свет мой, ЦУМ, скажи, я ль в школе всех моднее», «Кто не в PRADA, тот ЛОХ!», «Теперь меня интересуют только шмотки» и далее в таком же духе.
Создается впечатление, что все больше специалистов по рекламе совершенно не задумываются над перспективой, не пытаются представить долгосрочные последствия "провокаций". У них или образование не то или задачи другие - продать максимум здесь и сейчас. Что ж, у многих заказчиков сегодня такие же задачи.
Но тем, кто привык думать на будущее, мы бы посоветовали относится к провокациям с очень большой настороженностью.
Вот что пишут обычные люди (большинтсво):
Мы воспитывались на фразе "с милым рай и в шалаше!" и верили в это... и сейчас иногда верим. Но когда ребенка обсмеивают в школе за то что у него НЕкрутая дубленка или НЕТ "крутого сотика", когда одноклассники по 300 раз в год ходят в развлекательные центры и вечно дразнят этим тех, кому родители только на ДР могут такое позволить. Когда мечтаешь о большой семье - куче детишек, а денег не хватает чтобы одного единственного свозить летом на море, а про второго ребенка папа говорит: "Я на него еще не заработал"...
Нужен ли широкой общественности ТАКОЙ МАРКЕТИНГ?
8352.biz