Как давать "на лапу" на рекламном рынке
Практическим опытом поделился креативный директор агентства GI.
Глоссарий: "Откат" - это денежная сумма, тайно выплачиваемая лицу, принимающемурешение или активно влияющему на принятие решения в организации-покупателео приобретении товаров или услуг представителем компании-поставщика,предлагающих эти товары или услуги. Синонимы "отката": коммисионные, взятка, агентское вознаграждение, личный бонус.
Сразу обозначим важные моменты по этой щекотливой теме. Личное мнение об откате на рекламном рынке: "Креативное агентство GI говорит откатам - НЕТ!". Даёт кто-то откаты или берёт их - это личное дело каждого отдельно взятого индивидуума в рамках времени места и обстоятельств. Каждый действует в рамках собственной морали и воспитания.
Но зачастую для начинающего рекламщика возникает такой вопрос: "Как действовать, если для получения заказа нужно обязательно дать комиссионное вознаграждение? Как это сделать? Какую конкретно сумму? Как это сделать? А какие гарантии, что после получения желаемого отката контрагент будет действовать согласно договоренностям?"
Курс молодого бойца рекламного фронта
Если просят откат, то это действо выполняет по определению наёмный сотрудник. В редких случаях такую просьбу можно услышать от совладельцев бизнеса, но это очень редкий случай! "Даёшь откаты!!!" - это лозунг прежде всего наёмников. Предупредите эту ситуацию, спасите себя от "откатчиков", общаясь с владельцами бизнеса или высшим руководящим звеном!
Второй момент, сколько давать, если необходимо давать? Если дать мало, то толку не будет, если дать много, то ради чего работать? Если вы знаете сколько нужно дать, то не лучше не давать вообще - это аксиома! И помните, аппетиты получателя отката будут расти день ото дня, а рентабельность на рекламном рынке снижается. В результате не за горами момент, когда работа со многими компаниями, сотрудники которых получают откат, становится невыгодной с экономической точки зрения, потомучто вся прибыль уходит на откаты.
Третий момент, несущий опасность отката. Если "откатоприниматель" менеджер по рекламе, вдруг решит сменить работу, то, скорее всего заказчик потерян. Потому что оставшиеся работники рекламного отдела "не лаптем щи хлебают" и как минимум догадываются о сложившихся "отношениях". Или менеджер по рекламе получил повышение по служебной лестнице, то в этом случае заказчик тоже потерян, ведь новоиспеченный начальник не захочет, чтобы общественность узнала о ваших "принципах взаимовыгодного сотрудничества"
"Но если ты обычный парень тебе не светят никогда такие "откатчики" как звёзды..." Что делать молодым рекламщикам, думающим, что без отката заказ получить нельзя? Нужно просто знать, что заказ получить без отката возможно, и это показала личная 5 летняя практика работы в креативном агентстве GI, не предлагающем и не получающем откатов.
Для тех, кого мало убеждает реальная "безЪоткатная" рекламная практика, привожу советы учителя по откатам Максима Горбачёва, который предлагает технику откатов. Как предложить? «Для вас будет очень выгодно обслуживаться в нашей компании», «Мы готовы пойти вам навстречу, чтобы вы выбрали нашу компанию»,«Возможна скидка в любой удобной для вас форме», «Конечно, в коммерческом предложении невозможно отразить все наши преимущества. Поэтому я готов обсуждать любые вопросы для формирования предложения, которое полностью удовлетворит ваши интересы» вы услышите: «У нас уже есть поставщик, с которым мы давно работаем и который прекрасно учитывает все наши интересы и потребности», вывод только один — кто-то его уже купил.Единственный способ работы здесь — продолжать диалог с помощью все тех же двусмысленных фраз...
Но помните, вставая на путь "отката", вы можете в перспективе потерять значительно больше финансов, чем получить в конкретный момент времени!
Специально для "МедиаПилота",