Пора штрафовать за безграмотность
Чтобы получить российское гражданство, иностранцу нужно сдать тест на знание русского языка. Плохо сдал - вопрос о гражданстве остается открытым. "Гражданин должен чувствовать себя комфортно в новой стране, и для этого ему необходимо владеть языком", - подытожил Дмитрий Медведев, подписав на днях указ, усложняющий процедуру тестирования.
А владеют ли русским языком те, кто несет его в массы в виде бесчисленных рекламных текстов, надписей на витринах и ценниках? И может ли потребитель чувствовать себя комфортно, поглощая эту, по большей части безграмотную, продукцию? А не настало ли время штрафовать этих "грамотеев"?
В советские времена был такой анекдот:
Идет съезд Союза писателей. В перерыве в буфет заходит делегат и просит:
- Пожалуйста, одно кофе.
- Надо же, писатель - а какой безграмотный! - мысленно возмущается буфетчица.
Следом подходит гость из солнечной Грузии:
- Одын кофе!..
- Вот, - вздыхает буфетчица, - грузин, а лучше нашего знает!..
- ...и одын булочка!
Иногда мне кажется, что за последние десятилетия россияне приблизились в смысле владения русским языком к иностранцам. И обрушивать тесты по грамматике только на мигрантов - большая несправедливость. Когда автослесарь предлагает мне отрегулировать "клапанА", я просто киваю. И когда милая девушка в парфюмерном магазине предлагает попробовать новые "кремА", я тоже ее понимаю. Ведь по телевизору идет реклама, в которой такая же красотка произносит это слово точно так. Да и наружная реклама не отстает. В центре Петербурга, к примеру, дорогущая вывеска: "Крема".
Еще больше не повезло деепричастному обороту. "Загорая в нашем солярии, одна минута стоит 10 рублей!" - клянется рекламный плакат. Очень бы хотелось взглянуть на эту загорающую минуту. "Приобретая две упаковки помидоров, еще одна - в подарок!" - соблазняет реклама на центральных телеканалах. Ну, если у них упаковки с помидорами сами себя скупают, мне, покупательнице, там делать нечего. "Если вы купите две упаковки помидоров, то одну получите в подарок" - так правильно, но длиннее. А секунда рекламного времени или квадратный сантиметр баннера стоят денег.
Или вот еще один оборот, который ввели в язык экономные рекламщики: "снижение цены до 20 процентов!", "уменьшение объема талии до 4 сантиметров!". Я вполне могу подать в суд, если от их средства моя талия уменьшилась всего на 4 сантиметра, а не достигла обещанных 4. И купить тот холодильник имею право за одну пятую от его цены! Ведь обещали-то снижение "до 20 процентов", а не "на 20"!
Природа появления таких оборотов понятна: никто не знает, что будет с вашей кожей от их "кремОв". И снижать цену на все обещанные 20 процентов - больно жирно. Поэтому пусть безграмотно - зато короче. А значит - дешевле. Поэтому я и предлагаю бороться с экономией - "экономически". То есть за каждый безграмотный оборот в рекламе, за каждую орфографическую ошибку в вывеске, ценнике, меню - штрафовать. Для казны будет, поверьте, очень неплохая статья дохода.
Ирина Тумакова, Известия.Ru