Чичваркин: «Собираюсь дудочки вырезать»Неделю назад Евгений Чичваркин продал свою часть бизнеса. Хотя до последнего твердил: «Евросеть» никогда и никому не продается. Что же случилось? Сам бывший владелец компании давал лишь скупые комментарии, из которых толком ничего не было ясно. И вот наконец-то Чичваркин решил заговорить. «В компании остаюсь на прежних условиях» - Евгений, мы наблюдаем фактически новый передел собственников. «Акулы капитализма» поглощают более мелкие предприятия. Продажа «Евросети» воспринимается как одно из доказательств происходящего. Так почему вы бизнес продали? - В этой ситуации компанию нужно было продать, чтобы сохранить. В один прекрасный момент мы просто поняли, что больше не можем перекредитовываться - брать новые кредиты для выплаты старых долгов - под нормальный процент. И это сыграло главную роль. В нынешней ситуации риски, увы, оказались слишком высоки. - То есть продажу можно напрямую связать с кризисом ликвидности в России (нехватки свободных денег) на фоне мирового финансового кризиса? - Именно так. - Чем собираетесь заниматься сейчас? - Даже не знаю. Наверное, буду дудочки вырезать! - Откроете сеть магазинов по продаже дудочек и вновь завоюете рынок? - Почему бы и нет? (Смеется.) - Вырезать умеете или придется учиться? - Ну вообще-то я в детстве вырезал. И до сих пор умею кое-что высокохудожественно насвистывать. Так что не пропаду! (Смеется.) - А если серьезно: в компании останетесь? - Да. - В каком качестве? - В прежнем. На прежних условиях. По крайней мере пока. «Низких цен на телефоны больше не будет» - Сразу после продажи появились разговоры о ребрендинге «Евросети» и кардинальной смене маркетинговой политики. Потом появились слухи, что это ваша идея. Проясните? - Какая чушь! Если новые акционеры и захотят что-то менять, то они это будут делать без меня. И тогда это приведет к разорению. - Ваша маркетинговая политика всегда отличалась некой агрессией. Что-то изменится? - «Евросеть» - это живой организм. Мы не стоим на месте, последние несколько лет перестали шокировать публику, время для этого прошло. И сделали ставку на сервисную поддержку. Наши книжки жалоб, наш сайт, политика по обмену и ремонту аппаратов... - И все-таки «Евросеть» ассоциируется с вашими эпатажными лозунгами «Евросеть, Евросеть, цены просто...»... - Ну это же когда было? 8 лет назад. А вы до сих пор помните! - И что же, теперь больше не будет такого дерзкого эпатажа? Как жалко... - Да нет, ну не расстраивайтесь так, пошутить мы еще можем. Ведь хорошие шутки - это наш конек. - А как вы думаете, почему у нас так мало креативных рекламных кампаний на рынке? - А скоро их вообще не будет. (Хмурится.) Если даже слоган «Стразы для моей заразы» у нас теперь боятся развешивать из-за возможного гнева регулирующих органов - о чем тут говорить? Так мы с вами и до серых мышей дойдем. Увы! - Будут ли расти цены на телефоны? - Да, к сожалению, да. Стоимость заемных денег растет, в таких условиях невозможно держать цены на нынешнем уровне. В общем, таких низких цен, как сейчас, уже не будет. «Я не хочу быть существом третьего сорта» - Все бизнесмены жалуются на постоянные проверки со стороны чиновников. А вас мучили? - А как же! Каждый день и без остановок. - Кто именно достает больше всех? - Даже не могу кого-то выделить. Все службы. Абсолютно все. И каждый день. - Взятки вымогали? - Я лично, слава богу, ни с кем из вымогателей не общался. - Если бы вы открывали свою компанию сейчас, в нынешних условиях, можно было бы добиться таких же высот? - Если бы я открывал сеть салонов связи, то нет. Это уже бессмысленно. Аренда помещений очень дорогая, зарплаты все запрашивают высокие, срок окупаемости большой. Не вижу смысла. - Что нужно сейчас сделать на уровне законодательства, чтобы бизнесу в России было проще развиваться? - Для начала было бы неплохо сделать наше законодательство выполнимым в реальной жизни. А еще сделать так, чтобы ко всем участникам рынка предъявлялись одинаковые требования. Чтобы закон был разумным и один для всех. Это то, чего сейчас, к сожалению, нет. - Ну сейчас у бизнеса другие проблемы - кризис на дворе... Вот и вы, говорите, из-за кризиса бизнес продали... - Все можно легко решить. Просто объявить, что с 1 января налог на добавленную стоимость (НДС) будет не 18 процентов, как сейчас, а 12 процентов. Инвесторы пересчитают прибыли, риски и придут на наш рынок. Сразу же. Несмотря на все сложности. Так можно выйти из кризиса. Только вот этого не будет, к сожалению... - Можете дать какой-нибудь дельный совет для тех, кто ведет бизнес, и для тех, кто собирается его открывать? - Да, легко. Есть первая и последняя заповедь Чичваркина: покупатель - это самое главное. Любите его. Помните, что каждая покупка должна делать его счастливым. И тогда он отблагодарит вас деньгами. Мера всех вещей в бизнесе - это покупатель. Нужно знать, что он хочет, предугадывать, что он потребует потом. Каждую секунду помните: покупателя нужно любить и уважать. - Такое вот принуждение к любви к покупателю - и все?! А бизнесмены жалуются, что в нашей стране бизнес вести почти невозможно: проверки, дорогие кредиты... - На это у меня однозначный ответ: если не можешь жить в этой стране, живи в другой. - А у вас не было желания эмигрировать? - Чтобы быть там существом второго, даже не второго - третьего сорта? Зачем? - И вас не пугают проблемы, которые были у вас в последнее время? Правоохранительные органы, продажа компании... - Я хочу жить только в России, жить и работать. Это моя позиция, мое убеждение. «С кадрами - дефицит» - Ваши яркие и красочные письма сотрудникам «Евросети» попали в Интернет. Их обсуждали. Говорят, потом многие предприниматели их рассылали в своих фирмах. То есть в них в доходчивой форме было все то, что начальство хотело сказать, но стеснялось... Вы сделали из «Евросети» школу жизни для многих... - Да, после нашей школы людей берут на руководящие должности в разные компании. Потому что наши работники могут выживать в любых условиях. Мы делаем из людей людей с большой буквы. - Ну знаете ли, школа довольно жестока. Ваши продавцы работают по 12 часов в день и даже во сне продолжают торговать... - Вы знаете, рождаться всегда тяжело... - Кстати, многие ваши коллеги жалуются на кадровый дефицит. Он на самом деле такой острый? - Да, дефицит существует. Но если кризис продолжится, то проблем с кадрами не будет. Зато вот у кадров проблемы начнутся, боюсь... - А какими качествами должен обладать управленец? - Главное качество - это прежде всего последовательность. Честность, настрой на созидание и позитив. - У вас вообще остается время на семью? - Очень мало, но остается. Но они знают, я никогда не брошу работать. Я без этого не могу. - Чем занимаетесь в свободное время, куда ездите в отпуск? - В отпуск езжу в Эмираты, в Европу... Люблю организованный цивилизованный отдых, экскурсии. - А вы планируете свой семейный бюджет? - Боже упаси, никак не планирую. Еcть потребности, на которые идут деньги. - А где бы вы сейчас посоветовали хранить сбережения? - Сложно сказать. Американцы золото скупают. Но у нас на этом невозможно заработать деньги, потому как приходится платить НДС - недостаток в законах опять-таки. - А как снимаете стресс после рабочего дня? - Самыми простыми и всем понятными способами. А конкретизировать не буду. Это уж пусть каждый додумает в меру своей испорченности. - Как придумываете свои креативы? - Без десяти 12 ночи начинаю креативить. И так каждый день. - Вы как барон Мюнхгаузен, у которого подвиг в 9 часов по расписанию... - Да я серьезно. (Смеется.) Это конец дня, так что все самое интересное сбрасывается сверху как раз в это время. - А вы задумывались, чем хотите на пенсии заниматься? - Ну я не знаю... В любом случае буду чем-то заниматься. Я в какой-то мере творец. Не могу без созидания. "Комсомольская правда".
|