Игры разума. Самые успешные рекламные провокации в кинобизнесе
Реклама большинства кинопремьер ограничивается афишами, роликами в кинотеатрах, трейлерами в Интернете и статьями в газетах. Но некоторые продюсеры на этом не останавливаются. Чтобы подогреть интерес к своей картине, они готовы идти на все и тратить любые деньги. Как, например, создатели фильма “Код Да Винчи” — одной из самых долгожданных премьер этого года. Картина выйдет на экраны только в мае, однако уже с самого начала января ведется активная пиар-кампания этого проекта.
КОД ДА ВИНЧИ
(США, 2006)
О чем кино: В Лувре убит старший куратор музея. Профессор религиозной символики Гарвардского университета Роберт Лэнгдон — главный подозреваемый. У Лэнгдона всего сутки, чтобы расшифровать послание, оставленное ему перед смертью куратором, доказать свою невиновность и найти убийцу.
Рекламный ход: Действие фильма происходит преимущественно в Париже и Лондоне. Для рекламы картины продюсеры объединились с одной из крупнейших европейских железнодорожных компаний Eurostar и рядом французских и британских турагентств. Все вместе они разрабатывают сейчас туристический маршрут, который будет в точности повторять путь Роберта Лэнгдона. Более того, ходят слухи, что премьерный показ фильма состоится в Лувре.
Результаты: Будут известны после премьеры, которая состоится 19 мая.
ДОМ ВОСКОВЫХ ФИГУР
(США, 2005) О чем кино: Шесть друзей случайно оказываются в пустынном городе, главная достопримечательность которого — музей восковых фигур. Молодые люди обнаруживают, что все экспонаты музея раньше были живыми людьми, которых убили и залили воском два брата маньяка.
Рекламный ход: Одну из ролей в фильме сыграла известная в США светская львица Пэрис Хилтон, отношение к которой у американцев весьма неоднозначное. Поэтому незадолго до премьеры, которая должна была состояться 6 мая 2005 года, в продажу поступили майки с надписью: “Смотрите 6 мая: Пэрис умрет!”
Результаты: Довольно заурядному фильму ужасов удалось собрать неплохие кассовые сборы — 65 миллионов долларов.
УБИТЬ БИЛЛА. ФИЛЬМ ВТОРОЙ
(США, 2004) О чем кино: Расправившись в первом фильме “Убить Билла” с двумя бывшими коллегами, Невеста продолжает мстить. Ей осталось расквитаться еще с двумя предателями, после чего, наконец, исполнить самую главную цель своей жизни — убить Билла.
Рекламный ход: В первой части дилогии Невеста (Ума Турман) ездила на желтом автомобиле с надписью “Pussy Wagon” (“Шмаровозка”). Во второй части этого автомобиля уже нет, так как в оригинальном сценарии был эпизод, в картину, однако, не попавший, где эта машина взрывается. Тем не менее для рекламы “Убить Билла. Фильм второй” режиссер Квентин Тарантино использовал именно “Pussy Wagon”. Все полгода, разделявшие показы первой и второй части, Тарантино ездил на этой машине по улицам Лос-Анджелеса, чтобы напоминать всем о грядущей премьере. Он даже парковал ее не в гараже, а у ворот своего дома, чтобы автомобиль был всегда на виду.
Результаты: Суммарные кассовые сборы обеих частей превысили 330 миллионов долларов.
И ЦЕЛОГО МИРА МАЛО
(США, 1999) О чем кино: Очередной, девятнадцатый по счету фильм из киносериала об агенте 007. Террористы похищают дочь английского бизнесмена, строившего нефтепровод из Азербайджана через Турцию в обход Армении, Ирана и Ирака. Ее отец обращается за помощью в МИ-6, в результате чего девушке удается бежать, а сам он погибает от рук террористов. Перед Джеймсом Бондом стоит непростая задача — оберегать девушку и заодно выяснить, кто может стоять за столь дерзкими преступлениями.
Рекламный ход: Для рекламы фильма продюсеры наняли самолеты, которые несколько недель кружили над всей Америкой и вырисовывали в небе огромные цифры “007”. Такой пиар-ход был использован создателями бондианы в первый и пока в последний раз. Дело в том, что киностудию забросали гневными письмами родители, чьи маленькие дети после такой рекламы стали проситься пойти на этот фильм.
Результаты: Фильм стал одним из самых кассовых из бондианы, заработав 390 миллионов долларов.
ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА
(США, 1999) О чем кино: В октябре 1994 года три студента-кинематографиста исчезли в лесах штата Мэрилэнд, где снимали курсовой проект — документальный фильм, в основу которого легла местная легенда о ведьме из Блэр. Годом позже отснятый ими материал был найден и смонтирован в фильм.
Рекламный ход: Во время рекламной кампании этого фильма продюсеры утверждали, что вся документальная хроника — реальная и действительно была ими найдена. Примечательно, что актеры, снявшиеся в фильме, знали о том, что никакой пленки нет и в помине, но тем не менее верили в легенду о ведьме из Блэр. Для дополнительного ажиотажа на некоторых афишах после имен исполнителей главных ролей было написано: “Пропали без вести. Считаются погибшими”.
Результаты: Благодаря своим кассовым сборам фильм “Ведьма из Блэр: Курсовая с того света” попал в Книгу рекордов Гиннесса: при бюджете в 22 тысячи долларов он собрал кассу в 240 миллионов долларов.
ВЕЧНОЕ СИЯНИЕ ЧИСТОГО РАЗУМА
(США, 2004) О чем кино: В будущем избавиться от проблем будет очень легко: все неприятности, разочарования и обиды можно будет просто стереть из памяти. Именно так поступают двое молодых людей, когда понимают, что их любви пришел конец. Однако судьба сводит их снова.
Рекламный ход: Для раскрутки фильма был создан интернет-сайт корпорации Lacuna, которая и занимается стиранием неприятных воспоминаний в фильме. На www.lacunainc.com можно посмотреть рекламный ролик, почитать подробное описание операции и мнения людей, прошедших через нее, узнать о возможных скидках и специальных акциях, приуроченных к праздникам, и записаться на прием. Сайт не имеет практически никакой связи с фильмом, за исключением одной маленькой ссылки, где можно посмотреть, как эту операцию перенес Джоэл Бариш — главный герой картины в исполнении Джима Керри.
Результаты: Фильм “Вечное сияние чистого разума” получил в прошлом году премию “Оскар” в номинации “Лучший сценарий”.
ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ
(США, 1984) О чем кино: Три профессора парапсихологии решают заняться бизнесом и создают компанию “Охотники за привидениями”. Вскоре им предстоит спасти жителей Нью-Йорка от потусторонней нечисти, мечтающей захватить весь мир.
Рекламный ход: В картине показывается рекламный ролик, который сняли герои фильма для продвижения своего бизнеса. Именно этот ролик стали крутить по телевизору сразу же после премьеры “Охотников...”. Позвонив по указанному в рекламе телефону, можно было услышать записанный на автоответчик голос исполнителя одной из главных ролей Билла Мюррея, который говорил: “Извините, мы сейчас охотимся за привидениями. Оставьте свое сообщение после длинного сигнала”. В час поступало до тысячи звонков.
Результаты: “Охотники за привидениями” так полюбились зрителям, что через два года был снят мультсериал, а в 1989 году вышла и вторая часть фильма.
ГАТТАКА
(США, 1997) О чем кино: Вскоре мы будем жить в мире, где каждый человек генетически запрограммирован. Эти рожденные из пробирок люди имеют практически неограниченный срок жизни, обладают мощным интеллектом, силой и отсутствием эмоций. Они — элита мира, перед которой открыты все двери. Другие же, зачатые в любви, — изгои, которым не суждено в жизни ничего добиться.
Рекламный ход: Едва фильм вышел на экраны, в прессе и на телевидении появилась реклама, в которой родителям предлагалось генетически перепрограммировать их детей. На указанный телефонный номер каждый день поступали десятки тысяч звонков от американцев, желающих “переделать” своих отпрысков.
Результаты: Фильм “Гаттака” привлек внимание не только любителей фантастики, но и ученых-генетиков. В течение нескольких месяцев после премьеры велись высоконаучные споры о возможности создания генетически запрограммированных людей.
ЗВОНОК
(США, 2002) О чем кино: После ужасной смерти своей племянницы и трех ее друзей журналистка Рейчел начинает собственное расследование и находит странную кассету: если ее посмотреть, то раздастся телефонный звонок и неизвестный скажет, что через семь дней ты умрешь. К ужасу Рейчел, пленку посмотрел ее сын, и теперь у нее всего неделя, чтобы спасти себя и своего ребенка от неминуемой гибели.
Рекламный ход: Задолго до премьеры в кинотеатрах и по телевизору стали показывать кадры с “проклятой” кассеты. Название фильма при этом не называлось. Чуть позже такие показы стали снабжать ссылкой на сайт www.anopenletter.com. Этот же интернет-адрес указывался на видеокассетах, которые раздавали людям в кинотеатрах на премьерах совсем других фильмов. На сайте был опубликован рассказ некоего мужчины, который видел эту пленку, после чего в его доме раздался звонок с предупреждением о смерти. Этим обращением мужчина хотел всех предупредить. Помимо этого на сайте были сообщения от других людей, знакомые которых попали в такую же ситуацию, и даже рассуждения ученых об этом феномене. После премьеры киностудия “Dreamworks” сайт закрыла и всячески отрицала свое участие в этом.
Результаты: На рекламу фильма было потрачено 35 миллионов долларов, однако кассовые сборы, составившие 230 миллионов долларов, с лихвой окупили все вложения.
Московский комсомолец