За рубежом придумали «консюмерцию»: консюмеризм + коммерция
Один из занятных трендов за рубежом можно назвать новоизобретенным словом «консюмерция». Так будет короче всего: консюмеризм плюс коммерция, в итоге получаем искомое понятие.
Консюмеристские сообщества всех форматов имеют благую задачу — создать пространство, где можно поделиться информацией и опытом. За деньги. |
Эти самые консюмерческие проекты замешаны на нескольких популярных явлениях в Сети: социальных сетях, сообществах покупателей, партнерских программах и отдельных функционалах крупных онлайновых ритейлеров.
Вкратце общая идея такова: люди в Сети советуются, что лучше прикупить, потом рассказывают, насколько удачной оказалась покупка, рекомендуют товары другим и получают немного денег, когда по их рекомендации ктото еще покупает очередную электровафельницу или плеер. Эта общая идея обрастает всякими «штучками» вроде каталогизации товаров самими пользователями, автоматически высчитываемых рейтингов и тому подобных приятных мелочей в стиле web 2.0.
В ноябре 2005 года Yahoo! запустил такой проект, назвав его Shoposphere, правда, тогда еще без важной составляющей в виде платежей пользователям. За прошедшие полгода с небольшим появилось еще несколько аналогичных проектов, некоторые буквально на днях или вот-вот собираются запускаться официально. Основная концепция создания подобных консюмерческих сервисов проста: собираем в одной точке все самое хорошее, что было в сервисах-прародителях. В итоге по идее должен получиться прекрасный отпрыск, который завоюет сердца пользователей и партнеров-магазинов. Но может и не завоевать, по крайней мере, в Рунете.
Суть в чем: партнерские программы существуют давно, более или менее успешно, но в Рунете — скорее менее.
Сообщества людей, где делятся информацией о магазинах и товарах, существуют тоже много лет, используя самые разные, в том числе совсем незамысловатые, технические возможности форумов или блог-хостингов. Партнерские программы изначально ориентированы на деньги: владельцы небольших и средних сайтов участвуют в них в надежде получить побольше денег за покупки, совершенные людьми, которых они привлекли в онлайнмагазин. Получить побольше денег пытаются всеми правдами и неправдами; в результате с завидным постоянством владельцы партнерских программ обвиняют веб-мастеров в накрутках, последние в ответ считают «партнерщиков» злостными «кидалами», не желающими платить денег. В общем, полная паранойя и тотальное недоверие.
А консюмеристские сообщества всех форматов имеют благую задачу — создать пространство, где можно поделиться информацией и опытом. Когда туда приходят пиарщики и пытаются свой товар отрекламировать, их обычно быстро вычисляют и освистывают, пусть даже их товар трижды хорош. Люди пришли за достоверной информацией от таких же покупателей, как они сами.
Так что совсем неясно, насколько среди рядовых покупателей будет популярна социальная сеть, в которой у значительной части народа задача — не честно рассказать обо всех минусах и плюсах товара, а просто продать его и получить процент. Альтернативные сервисы, не завязанные на деньги, у пользователей вроде есть. Так что вполне возможен такой вариант: возникнет сообщество продавцов, рекомендующих друг другу товары, которых, может, они сами и в глаза-то не видели. Книжки уйдут на второй план — с них немного получишь. Все с придыханием будут рассказывать друг другу, например, о волшебной глубине цвета телевизоров с гигантскими экранами… Получаются полный абсурд и смерть идеи на корню.
По крайней мере, такие невеселые картины рисует воображение, когда представишь, что кто-то решил привить эту модель проекта в Рунете. За границей, возможно, будет иначе: в конце концов, и партнерские программы там гораздо лучше развиты.
АНТОН НЕСТЕРЕНКО
Источник: Газета «Бизнес»