Практический outsourcing. Как заказывать дизайн у фрилансеров
Для начала, что же такое этот пресловутый «outsourcing»? Аутсорсинг — это (согласно вездесущей Wikipedia) организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых функций.
Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
С учетом резкого роста зарплат штатных профессиональных дизайнеров — большинство мелких (и не только) заказов на разработку логотипов, дизайнов сайтов и т. д. передается «на сторону».
Ниже будет рассмотрена последовательность действий, при заказе у внешнего исполнителя именно графических работ.
1. Пишем креативный бриф.
Прежде всего, для себя. В процессе написания (формализации) требований к продукту вы, наверняка, сами до конца разберетесь, что же вам все-таки нужно. Не советую писать больше 1 листа и перегружать его «высокими смыслами», к чему имеют пристрастие многие заказчики, связанные с PR и брендингом. Дизайнер, скорее всего, запутается, половину упустит и сделает все по-своему.
Примерная структура брифа:
— о проекте (1—2 предложения о проекте в целом);
— целевая аудитория (краткий портрет ЦА — для кого мы это делаем);
— эмоциональная гамма (какие эмоции должен вызывать продукт, лучше — 2—3 определения);
— другие требования (например, с чем доложен ассоциироваться, стиль — если можете грамотно сформулировать);
— примеры (2—3 удачных примера с указанием, что именно в них нравится).
Если нет необходимости в ТЗ (например, при заказе логотипа) в «другие требования» включаем все что осталось.
Основное правило — все, что может быть выкинуто из брифа — должно быть выкинуто!
2. Пишем ТЗ
Писать техническое задание надо, как правило, для сложных составных продуктов. Например, для визуального дизайна интернет-сайта.
Тут краткость бывает лишней, но следите за точностью и однозначностью формулировок. Там где могут быть использованы цифры, графики, таблицы, схемы — они должны быть использованы. Я люблю начинать ТЗ с описания образа готового продукта. Здорово помогает исполнителю сразу уяснить, про что идет речь.
3. Отбираем исполнителя
Если решили обращаться к «частнику» (в интернет-сленге — «фрилансеру» от англ. «free-lancer» — «свободный художник"; человек, работающий вне штата), то прямая дорога лежит на www.free-lance.ru.
Если есть время — можно поизучать портфолио участников и самому выбрать потенциальных исполнителей, если нет — размещайте заказ (проект) в ленте «Проекты». В заказе четко и кратко формулируйте задачу, обязательно указывайте ориентировочный гонорар и требования к исполнителю.
При отборе предложений (приходит до сотни) сразу отсеивайте тех, кто не внимательно прочел ваши требования. Не тратьте время на переписку. В итоге у вас должна оказаться таблица с 3—4 потенциальными исполнителями (с указанием предложенной цены, срока выполнения работ и ссылкой на наиболее близкую к вашему заказу работу из портфолио).
Альтернативный способ поиска исполнителей — спросите своих знакомых! Наверняка кто-то сможет вам порекомендовать талантливого и ответственного дизайнера (только не забывайте, что у всех разные понятия о «таланте» и «ответственности»).
4. Обговариваем условия
Лучше всего разбить работу на этапы и договориться об оплате по частям. Так вы страхуетесь от обмана и ошибки при выборе исполнителя. Большую часть суммы гонорара (30—50%) лучше выплачивать в конце, после получения всех исходников. Обязательно проговорите, что вы имеете право отказаться от продолжения сотрудничества после оплаты любого из этапа работы.
У меня совсем недавно было 2 случая, когда пришлось оплатить эскизы логотипа (хотя портфолио дизайнера обещало многое…) и от дальнейшего сотрудничества отказаться. Другой раз, почти месяц «мучили» графический дизайн сайта — в итоге дизайнер так и не смог «вытянуть» уровень — пришлось отдавать доделывать другим. Так что обязательно бейте заказ на части, и обговаривайте условия безболезненного выхода!
Аванса, как правило, избежать сложно, но платить больше 20—30% — не рекомендую (высок риск больше не услышать об этом человеке).
Если есть время и к тому же заказ — на ощутимую для вас сумму — попросите рекомендации (в идеале — рабочие телефоны 2-х последних заказчиков). Тоже не абсолютная гарантия, но часто дает положительный результат.
5. В процессе работы
Главное правило при работе с дизайнером — не ругать и не навязывать конкретный способ воплощения вашего замысла.
Если исполнитель откровенно не тянет — оплачивайте сделанную часть работы и расставайтесь, заставить человека прыгнуть выше голову очень сложно. Начав же указывать как именно дизайнеру следует что-то сделать — вы скорее всего «зарежете» его творческий порыв, и переложите всю ответственность за качество продукта на себя.
И не бойтесь делать комплименты и хвалить, это здорово поддерживает творческих людей и напрямую влияет на результат! Опыт показывает практически прямую зависимость креатива дизайнера от количества похвал. Хотя «кривить душой» тоже не стоит…
В заключение
Сделав выбор в пользу аутсорсинга (и отказавшись от услуг проверенных, но дорогих агентств) вы наверняка не раз истреплете себе нервы, сорвете сроки и выйдете за рамки бюджета. Однако через какое-то время у вас будет история успешного взаимоотношения с несколькими фрилансерами, которые будут готовы сделать для вас работу качественно, в срок и в разы дешевле, чем предлагают серьёзные агентства (зачастую, где работают эти же фрилансеры!).
Стоит ли овчинка выделки — решать вам…
Автор — Михаил Иванченко
Источник: Webplanet.ru