Запрет на мобильные билборды и его жертвы
Новый «Закон о рекламе» (в части прямого запрета на использование автомобиля преимущественно для рекламных целей) в первую очередь касается мобильных биллбордов, или, как их еще называют, рекламомобилей.
Причина появления в законе прямого и на первый взгляд недвусмысленного запрета очевидна. Владелец не зарегистрирован в установленном законе порядке, соответственно — не платит налоги в полном объеме, а учет количества рекламных площадок почти невозможен. Из расходов только бензин, амортизация машины, зарплата водителя и взятки сотрудникам ГАИ. Традиционные рекламщики, занимающиеся наружкой, вынужденные платить ЕНВД, явно проигрывают в эффективности. Добавим сюда бесконечные пробки на дорогах, экологический вред — и причины запрета рекламомобилей очевидны.
Мобильные биллборды |
Рекламомобили. Водка Эталон |
Штраф за подобные нарушения может достигать 500 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью самого мобильного биллборда. Причем для взыскания штрафа достаточно протокола ГИБДД (если он не обжалован в установленном законом порядке), а значит, срок взыскания составляет один год с момента совершения правонарушения, и одномоментная уплата нескольких накопленных штрафов способна разорить самого успешного «серого» рекламщика.
Правда, при ближайшем рассмотрении закона уже не все так однозначно. Как, например, быть с формулировкой «преимущественно» под рекламную деятельность? Как всегда, точки над i поставит практика (вероятнее всего, судебная). Но уже сегодня можно предсказать верное исчезновение, перерождение и возрождение рекламы, размещенной на бортах и крышах автомобилей, большей частью легковых.
С некоторой долей условности такие рекламомобили можно разбить на три группы.
Бульварное кольцо. Москва |
Владивосток. Пример малобюджетности |
Первая. Это машины-объявления, часто запаркованные возле офиса, мойки, автосервиса или другого подобного предприятия, как правило, малого или среднего бизнеса.
В последние годы такие автомобильчики стали повсеместно исчезать.
Это может быть и автомобиль с установленной на крыше стрелкой, указывающей направление, или с более сложной «боевой» раскраской на бортах.
И чем необычнее эта раскраска, тем больше шансов, что уставший от обилия однообразных и надоевших биллбордов глаз потенциального потребителя зацепиться за нее.
В любом случае такая реклама не останется незамеченной, по крайней мере среди аборигенов, которым машина мешает парковаться.
Как правило, эти автомобили уже не передвигаются, а мирно стоят на одном и том же месте, впрочем, обладая при этом государственными регистрационными знаками и прочими атрибутами нормального законопослушного автомобиля. И правильно. В Москве автомобиль без номеров легко может попасть в поле зрения Объединенной административно-технической инспекции как разукомплектованный и бесхозный и может быть эвакуирован на специальную стоянку. Процедура эта достаточно длительная, но отработанная.
В данном случае собственник вовсе не лишается своей частной и неприкосновенной собственности, просто в административном порядке она меняет дислокацию и ожидает судебного решения на новом месте. Хуже и быстрее машина может стать жертвой черных сборщиков металлолома, не так чтящих предусмотренные законом процедуры. Добавим сюда чиновников от управы, бдительных участковых, регулярные антитеррористические рейды — как станет ясно, что автомобилю нужно хотя бы придать вид исправного. Как вариант, рекламомобиль может быть поднят над землей, но тогда он однозначно становится рекламной конструкцией и лишается своих малобюджетных преимуществ.
Мойка. Садовое кольцо |
Подмосковье |
Если же номера и колеса есть, то такой рекламомашиной может и обязано заниматься ГАИ, но которое ей заниматься вроде бы и не может, поскольку машина не движется, а значит, не нарушает ни закон о рекламе, ни какой другой. Остается ФАС (Федеральная антимонопольная служба), которая мало что может сделать, если к делу подойти с умом.
Например, можно покрасить автомобиль в яркие цвета (лишь бы сочетания цветов соответствовали Правилам дорожного движения, а именно — не дублировали цвета спецавтомобилей). Где тут реклама? Подрисовать стрелку, как элемент дизайна автомобиля. И разместить на нем надпись ООО «Мойка автомобилей там», адрес (если фактический совпадает с юридическим), телефон, интернет-адрес.
Соответственно, ООО с названием «уМойка — поМОЙКа автомобилей там» или другим с подходящим именем нужно зарегистрировать заранее. Почему так? Да потому что закон требует предоставлять информацию о фирме любым заинтересованным лицам, и предоставление такой информации рекламой не является.
Автосалон. Садовое кольцо. |
Автосервис. Юго-запад Москвы |
Подсчитаем затраты. Сносный старенький автомобиль, например запорожец — $300, полная покраска со шпаклевкой на скорую руку в гаражном автосервисе, еще $500. Наклеить аракал с названием фирмы — еще $200, а переименовать ООО и зарегистрировать на него автомобиль труда не составит. Эвакуатор довезет до места за 1000 руб.
И вот за тысячу с небольшим американских долларов получаем законопослушный рекламомобиль. Крупная компания от такого только поморщиться, а малому бизнесу в самый раз. Остаются еще чиновники управы, на поддержание хороших отношений с которыми надо запланировать бюджет, но этим хоть извернись, все равно будешь виноват, деваться некуда.
Вторая категория машин, полулегально используемых под рекламу, это машины, замаскированные под корпоративный транспорт и попутно с работой или вместо нее принимающие участие в различных BTL акциях. В центре Москвы есть два намозоливших глаза примера.
Сетевой ресторан «Тарас Бульба» |
Это сетевой ресторан «Корчма Тарас Бульба», чьи развозные автомобили привлекают внимание своей яркой раскраской возле входа в ресторанчики или припарковываются на тротуарах в проходных местах в центре города и продвигают бренд в массы.
Другой пример, несколько машин, раскрашенных в фирменные цвета сетевого магазина подарков «Красный куб», набитые мягкими игрушками, попарно разъезжают по тому же принципу. И, наверное, находят общий язык с сотрудниками ГАИ, поскольку часто стоят там, откуда только что всех остальных вывезли эвакуаторы. А может, это продвинутый BTL: сначала заказывают вывоз, а потом стоят в одиночестве, так сказать, освобождают рекламные площади.
Магазин подарков «Красный куб» |
В Москве использование ярких корпоративных автомобилей как шоустоперов и айстоперов уже сейчас носит массовый характер. И в свободное от работы время они привлекают не меньше внимание, чем в рабочее.
Магазин «Алые паруса» выделяет место для парковки своих автомобилей перед магазином. |
Передвижная реклама от «Умного дома» |
Учитывая бешено растущие накладные расходы на традиционные виды рекламы, рискнем предположить, что за такими машинками будущее. Доказать, что эти транспортные средства предназначены для рекламных целей, почти невозможно.
Третья категория машин. В нее входят те автомобили, которые предназначены для стационарного (или полустационарного) ведения бизнеса в этих самих автомобилях.
Характерный пример: Газели страховщиков и комиссионные магазины на колесах, в изобилии припаркованные возле отделов регистрации ГАИ, посольств и т. п. местах. Традиционно, владельцы таких мобильных офисов избегают официальной регистрации, и так же традиционно сложно ее получают. На деле все очень просто, партизанские традиции живут и побеждают. Утром на подъезде к ГАИ паркуется, к примеру, абсолютно белая Газель. Дожидается проезда местного гаишного начальства и мгновенно покрывается полутора слоями рекламных наклеек, изготовленных на магнитной основе. В случае проверок, такая реклама за секунды демонтируется, и машина спешно покидает место администратино-уголовного правонарушения.
Нелегальный страховщик со съемной рекламой |
Легальный страховщик |
Можно предположить, что борьба с такими партизанскими рекламомомобилями будет такой же безуспешной, как и с любыми партизанами. Владельцы подобных машин нарушают не только правила дорожного движения, но и административный и уголовный (неуплата налога на рекламу) кодекс, поэтому таким новый Закон о рекламе, что слону дробина. Остается только удивляться, почему столь массовые нарушения вызывают лишь картинные меры воздействия со стороны властей и как в этих условиях работают добросовестные предприниматели.
Но с формальной точки зрения закон открывает возможность административного давления на подобные мобильные офисы. Арифметический пример: вот этот РАФик, установленный абсолютно законным страховщиком недалеко от метро на западе столицы, никуда не ездит. Не может. А значит, выполняет роль рекламоносителя 24 часа в сутки. Страховой агент проводит в нем 10 часов в день, три из них он собственно работает, остальное время ждет клиентов, которых в это время привлекает реклама на машине. 3 часа под работу, 21 час на рекламу, это еще «преимущественное», или уже «исключительное использование в рекламных целях»? Пример посложнее. Автомобили автомеханников «Чистка инжекторов, настройка карбюраторов», стоящие на каждом перекрестке в спальных районах Москвы с раннего утра до позднего вечера. Они работают от силы пару часов, остальное время используют машину только как рекламоноситель. Глупо подводить их под закон о рекламе? Да, но а России доказывать, что глупость есть глупость, приходится в судах, долго и без гарантии успеха. Остается надеятся, что суды, в отличие от чиновников, будут руководствоваться духом, а не буквой закона.
Автомобиль-приз |
И последняя категория автомобилей, формально попадающая под запрет, это призы, выставленные перед игровыми клубами, казино и т. п. Ведь такой автомобиль используется даже не преимущественно, а исключительно в рекламных целях. Поскольку сам игровой бизнес сегодня ждут суровые перемены, то это меньшая из проблем, о которой ему надо задумываться.
В целом надо признать, что красочная, хорошо сделанная реклама на автомобилях делает окружающий мир веселей. Будем надеяться, что власти и бизнес найдут компромисс, не лишающий нас этой яркости.
Потенциальные жертвы дословного толкования Закона:
3-й таксопарк |
Музей обороны Москвы |
5-й таксопарк |
Цирк на Цветном бульваре |
Объединение каскадеров «Мастер» |
Кафе «Гараж». Москва |
Брошеный «Москвич» на Бульварном кольце |
Байкерский клуб |
Владивосток. Автомагазин «Багажник» |
Рекламомобиль Red Bull |
А пока следует ожидать новых нестандартных решений, как например, погрузку рекламомобиля на эвакуатор и перемещения из конца в конец города или других забавных хитростей партизанского маркетинга в противостоянии с законом.
Источник: Leopart.ru