Epica Awards 2006: алхимия победыВедущий конкурс европейской рекламы Epica Awards выбрал победителей. Церемония награждения состоится в январе в Стокгольме – в этом году туда поедут и русские – за «золотом». Специально для sostav.ru я написал заметки о работе в жюри – надеюсь, они будут любопытны. Epica растет примерно на 10% в год – на последний конкурс прислали уже 5,5 тысяч работ. В этот раз и за отчизну было не стыдно: вдвое больше работ, чем в прошлом году – целых 77! Это меньше чем Румыния, но больше чем Чехия. Соотношением качество/количество удивляют турки – они прислали 110 работ и взяли аж три «золота». Президент конкурса Эндрю Роллинз шутил, что при такой динамике надо будет опять проводить церемонию в Стамбуле. Ну, хватит статистики, перейдем к практике. «Обои» или нет? Жюри конкурса состоит из редакторов и ведущих журналистов 32 европейских изданий о рекламе и маркетинге. Среди них Lurzers Archive, Marketing Week, Strategie, Pub, Resume, ну и «Рекламные идеи». Вот все члены жюри: http://www.epica-awards.org/epica/jury/thejury.htm Четыре дня с девяти утра до шести вечера мы смотрели и оценивали несколько тысяч работ, присланных со всей Европы на конкурс. Работы проецируются на экран, кроме полиграфии, упаковки и директ-мейл, которые разложены на столах. Роллинз зачитывает объяснения, написанные претендентами, переводит не-английские надписи, иногда просит представителей страны прокомментировать. Сотни чашек кофе, множество выкуренных сигарет, появление первых надежд на победу. Критериев судейства на Epica Awards всего два: новизна идеи и качество исполнения. Первичный отбор делается с помощью пультов для голосования, соединенных радиосвязью с компьютером. К концу дня рука устает давить на кнопки: «Рука бойца колоть устала» – бормочу я, ставя тройку очередной посредственности. «What?» – переспрашивает меня Мартин Мазаг из Братиславы. Шкала строится примерно так: 1 балл – реклама вредна для бренда; 3 – рекламные «обои»; 4 – реклама хорошая, но клише; с 5 баллов появляется новизна; 7 – это уже новый стандарт в категории; 10 – «супер-пупер» мирового уровня. Работу своей страны судить нельзя. Набравшие больше 5 (в «сильных» категориях выше 5,5) становятся «бронзовыми» или «серебряными» финалистами. Обычно, если по сумме очков работа сразу набирает 7, то это реальный претендент на победу. Как добывают «золото» Шорт лист судится в последний день – или кнопками, или поднятием рук, по ситуации. Перед голосованием можно высказываться – поднял руку и говори, почему ты считаешь лучшей эту или иную работу. Если идея не новая, надо предупредить коллег. Правило хорошего тона – ваши pro и contra должны быть аргументированными. Эти мини-спичи ощутимо влияют на результат демократической процедуры. Россия в этом году взяла одну «бронзу» – за ролик «Рябушка» московского Saatchi & Saatchi. Помните, где старушка не дает старику будить кур («Ну еще пять минуточек…»). Ролик добрый, подкупает и слоган «Из деревни с любовью» – для европейцев это прямая отсылка к знаменитому фильму про Джеймса Бонда. «Рябушка» набрала 5,5 баллов.
Ее обошли голландские «Сапоги», где предлагалось представить, что было бы, если бы мужчины вели себя как женщины: вот мужик вертится перед магазинным зеркалом в рабочих резиновых сапогах, капризно говоря утомленной жене: «Цвет прекрасный, но вот эти полосочки не очень… Что думаешь? Такое чувство, что тебе все равно!» Неожиданный пэк-шот: «Биг Тэйсти Bacon. Мужской бургер». Эта серия роликов DDB Amsterdam для McDonald’s безошибочно играет на взаимоотношениях полов. «Серебро».
«Золото» в категории досталось работа из Арабских Эмиратов. Крики чаек, в приморском ресторане парень держит у раскрытого рта куриную ножку-гриль и смотрит на закат. Он облизывает губы, но солнце неторопливо… Пэк-шот: «Ramadan kareem. Nando’s». Сколько я себя помню, южно-африканский ресторанный бренд Nando’s всегда прикалывается – то над стихией, то над религией. Ролик предельно лаконичен – в нем всего три кадра. Даже у сытого зрителя начинается слюноотделение, хочется сказать «Да кусай же!» Эта работа при финальном голосовании была лучшей – она и стала победителем. Вот так на «Эпике» добывают «золото».
Как «золото» превращают в Гран-при (печатная версия) Каждый член жюри пишет на бумажке своего претендента на Гран-при, выбирая его из «золотых» победителей. Добродушный Алан Вейл обходит всех и собирает бумажки в корзину. Начинается таинство отбора. Вейл читает записки, сопровождая комментариями, а Роллинз выписывает их в столбик на флип-чарте и отмечает палочками количество голосов: «Marmite… Опять Marmite… Sncf… Interflora… Masai… Wrong work environment… Это про меня – здесь так дует из вентилятора…» После того, как все записки прочитаны, предлагается выбросить из списка все работы, получившие не более одного голоса. В этот момент можно выступить с защитой и объяснить коллегам, почему твой выбор достоин стать Гран-при. Аутсайдеры вычеркнуты, и тур с записками повторяется. Работ остается меньше, а речи становятся боле горячими. Marmite Squeezy «Вы его любите или ненавидите», DDB London, «золото» в категории Food & Drinks. На картинках – неоднозначные персонажи: Буш, мистер Бин и Мурино. Спору нет, свойство товара передано точно: раньше Marmite был только в стеклянных баночках, теперь этот традиционный английский солодовый экстракт можно выдавливать на хлеб. Мне лично не нравится мода эксплуатировать в рекламе политические фигуры и знатменитостей, и я не хочу, чтобы эта работа стала Гран-при. Если у Marmite будут шансы на победу, выскажусь против – ведь рисунок продуктом уже был в рекламе… Жан-Мишель из Бельгии не сдерживает нетерпения, тянет руку: «Не очень хорошо выбраны фигуры. Неужели есть кто-то, кто любит Буша?!» «Wonderbra. Скоро будет и в Арабских Эмиратах». Работа Tonic Communications (Дубаи), «золото». Реклама пародирует государственную цензуру – точно так же, как наши рекламисты научились пародировать запрет на показ людей в рекламе пива. Записка с Wonderbra упорно подавалась два раза – даже после того, как была удалена из дальнейшего голосования. Что вызвало одобрение Алана Вейла. «Уважаю!» – сказал он. Пародия на портреты преступников, составленные полицией. Надпись внизу: «Слегка волнистые, легкие коричневые волосы, отлично запоминающиеся и невероятно гладкие». Эта реклама Sunsilk сделана JWT Paris, «золото». Оригинальная идея, вполне заслуживает «золото», но на мой вкус для Гран-при недостаточно эмоциональна и несколько однопланова – без глубины. Видимо, так посчитали многие, и претендент быстро «сошел с круга». Реклама «Mothers Day» для цветочной торговли Interflora мне реально понравилась. «Время простить ее. День матери 14 мая». Работа агентства Walker (Цюрих), «золото». Я видел, какую реакцию эта реклама вызывает у членов жюри, сам вспомнил множество случае, аналогичных изображенным на плакатах. Сложноватая по композиции, эта реклама правдива, она работает в той же зоне, что и реклама сока «Моя семья», которую я тоже высоко ценю. Но все-таки в финальном списке были другие сильные работы, например, вот эти. «Это происходит не здесь. Но это происходит сейчас» – реклама Amnesty International, работа того же швейцарского агентства Walker, «золото». Сильная работа, создающая эффект присутствия. Ход в общем-то не новый (лица за решетками оград, руки из канализационных решеток), но для лайтпостеров такого решения в социалке не припомню. Социальная реклама обычно получает более высокие баллы, и надо контролировать себя, чтобы не превысить значимость идеи. «К счастью, мы предлагаем не только железнодорожный сервис. Полет до Нью-Йорка за 397 евро» – заявляет реклама крупнейшей французской железнодорожной кампании SNCF. Работа DDB Paris, «золото» в категории Transport & Tourism. Интересно, вы можете угадать в этих надписях Шанхай, Нью-Йорк, Лос-Анджелес? Вот и мне трудно, потому что французский язык у меня в зачаточном состоянии. Споры жюри разгорелись вокруг понятности рекламы для не-франкоговорящей публики. Мне не понравилась ее холодность, концептуальность. Я считаю, что Гран-при, как высший стандарт креатива, должен быть эмоциональным и нервно связанным с жизнью. И все-таки эта реклама реально претендовала на Гран-при. Для победы ей не хватило глобальности. Эта работа в финале перевесила все остальные. Один из принципов создания новых медиа: быть там, где потребитель. Другой важный принцип: media is message (медиа есть сообщение). Берлинское агентство Scholz & Friends прекрасно знакомо со всеми этими принципами. Поэтому они и сделали для сайта www.jobsintown.de («работавгороде.de») рекламу, внедренную в городскую среду. Сюжет рекламы похож на старый анекдот про трех негров под капотом. Рекламные постеры оригинальной формы наклеены на банкоматы, фотоавтоматы и торговые автоматы. Мы как будто видим, что происходит внутри – а там несчастные люди выполняют работу машин: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее не неправильную работу». На Cannes Lions работа была явно недооценена (всего лишь «серебряный лев», и это при довольно неубедительной «пальмовой ветви»). Но вот теперь – закономерный Гран-при! Как «золото» превращают в Гран-при (непечатная версия) Можно ли вместить все страсти и спичи жюри в одну – даже не журнальную, а онлайновую – статью? А внутренний редактор торопит – быстрее! Постараюсь пересказать только самую суть. В финальной схватке сошлись Воображение, Правда, Шоу, Мечта и Искусство. Итак, Воображение. Опять мульт! Два года назад Honda поразила всех своим «Grrrr», и вот теперь Wieden + Kennedy снова обращается к анимации. Парень бросает монету в торговый аппарат, и… Бутылка Coca Cola внутри аппарата проходит то ли сказочный конвейер, то ли подготовку перед триумфальным появлением на сцену, подобно примадонне. Не буду пересказывать картинку – это бессмысленно, перечислю лишь доводы «за»: этот ролик можно смотреть много-много раз – и он не надоест; это развернутая метафора наполнения продукта брендовым содержанием – радостью; реклама показывает, что происходит в голове у потребителя; ролик отвечает современной тенденции – реклама должна быть настоящим шоу. Доводы «против» тоже были – от идеологического неприятия («стоит ли поддерживать символ глобального капитала?») до обвинений во вторичности («новый ролик Coca Cola создан из двух знаменитых роликов Honda – хитроумного конвейера деталей ролика «Cog» и красочного мульт-фейерверка «Grrr»). В общем, ролик, названный «Фабрика счастья» не оставил равнодушным никого.
Следующий участник схватки – Правда. Мультфильм (опять анимация) «Шар из людей» сделан для организации Doctors Without Borders агентством Duval Guillaume (Брюссель). Африканская деревня. Вдруг один мужчина упал и покатился со склона. Он задел другого, и небольшой шар из рук и ног покатился дальше. Пересекая деревню, шар подмял под себя уже несколько домов. Но этот шар никто не видит! И вот уже на горизонте большого города, где чернокожая мать поет своему ребенку колыбельную, показался гигантский шар, затмевающий солнце… «Не дайте СПИДу катится по земле дальше! У каждого должен быть доступ к лечению» – грозное предупреждение. Майкл Венцель, редактор журнала Lurzers Archive, высказал, пожалуй, самое главное: без крови и натурализма эта реклама внятно доносит непростое послание.
Шоу – это Sony Bravia. После прошлогодних шариков, весело скачущих по улицам города, Fallon London организовал новое зрелище. Ролик «Краска» – это, можно сказать, торжество инженерной мысли. Это не компьютер – во время съемок рекламы 23-этажный дом, а также дома рядом и газоны были реально залиты краской. Съемки происходили в нежилом районе Глазго, Шотландия. Послание гениальное в своей простоте: телевизор Sony Bravia показывает максимально яркие цвета. Но в борьбе за фестивальные награды эта реклама осталась «в тени» предыдущей серии – все-таки, шарики были «прорывом», и краска тут уже вторична. Что до меня – ролик несомненно понравился, но бо-о-ольшую часть «золотого» приза заслужил итальянский композитор Россини. Еще одно попутное наблюдение. Без Интернета трудно представить глобальную кампанию. Первым делом британские рекламисты повесили ролики на www.bravia-advert.com – там незабываемое зрелище можно посмотреть с шикарным разрешением. Естественно, статьи о рекламе обошли прессу – для которой уже подготовили шикарные заголовки: «70.000 литров краски» и так далее.
Мечта каждого бразильского мальчишки – сыграть вместе со знаменитыми футболистами, как будто бы они стали участниками его дворовой команды. В ролике, сделанном в агентстве 180 Amsterdam, маленький капитан распоряжается звездами: «Ты на замену!» Но в самый драматичный момент открывается окно и мама кричит капитану: «Хосе! Домой!» Поистине, мечтам позволено все: «adidas. Нет невозможного» Но в реальности Хосе забирает мячик и уходит домой, ведь мама прозвала. Доверие полное, ведь так оно и бывает! То, что adidas спустились с пафосных высот на землю, тоже шаг сильный. Я очень хотел, чтобы именно эта реклама получила Гран-при и выступал за нее.
Рекламисты Honda не первый раз показывают в рекламе настоящее Искусство. В этот раз ролик «Хор» был недалек от победы – до самого конца он шел «нос в нос» с другим роликом, который и стал Гран-при. Мало того, что благодаря последовательно яркой рекламе Honda сделала прорыв на рынке Великобритании и Европы. «Послушайте, как все достоинства машины здесь переданы через звук!» – восхищался Юрий Апих, президент Golden Drum и член редакции словенского журнала MM. Послушайте и вы – даже в мелком Интернет-варианте это впечатляет. Работа Wieden + Kennedy UK Ltd (Лондон).
В итоге победило Воображение – перевесом всего в несколько голосов. Ролик «Фабрика счастья», сделанный для Coca Cola агентством Wieden + Kennedy/Amsterdam, получил «Гран-при». Несмотря на некоторую «лотерею» выбора главного победителя, это заслуженная победа. Отмечу тенденцию, которую показывают главные финалисты конкурса – бренды стараются создавать не просто рекламу, а мировое шоу. В прошлом году «Эволюция наоборот» Guinness – еще до того как получила Гран-при на Epica Awards – набрала неслыханный эфир в Интернете. После победы реклама обошла страницы прессы, получила Гран-при в Каннах, что принесло дополнительное паблисити. Вопрос в аудиторию: конечно, шоу мирового класса позволено создавать лишь мировым брендам, но почему бы не нарушить традицию? Еще одна тенденция – вот уже два года подряд Epica первая называет лидеров мировой рекламы, а за ней выбор повторяют Cannes Lions. Сначала Honda «Grrr» потом Guinness «Noitulove» получили на Epica Гран-при – за полгода до Канн. Отсюда два вывода: пресса определяют тенденции (почему бы и нет, это ее работа); Европа лидирует в мировой рекламе. Думаете, нет? Посмотрим, что будет в следующем году! Наше «золото» Посмотрим, кто противостоял нашему «золоту» в финале конкурса «Упаковка». Вино Bootleg, британская дизайн-студия Turner Duckworth, «бронза». Это креатив с сильной концепцией. Дело в том, что в Италии (да и вообще в мире) появилось новое поколение виноделов, которые предлагают смелые интерпретации традиционных вин. Иногда их продукт называют «гаражным» вином – по аналогии с «гаражным» роком. В этом есть дух нарушения закона. Отсюда название – «Бутлег». В поисках формы дизайнеры смело поиграли с ассоциацией «Италия – сапог» и сделали «застежку-молнию». К тому же «молния» как бы скрывает потаенное, вызывает любопытство – а что там за вино? Но придирчивое жюри вспомнило, что был коктейль, полностью затянутый в леопардовую шкуру, и зиппер на упаковке тоже встречался. Моя личная оценка – интересно, но не вкусно. Как любитель вина я придирчив к картинке. Серия упаковок консервов для private labels британской сети супермаркетов Waitrose. Выглядит свежо, просто и вкусно – так как выглядит еда в современном кафе высокого класса. Очень по-английски, в современном смысле (вспомните галерею Tate, престижное жилье в лондонских доках, фаст-фуды EAT и пр.). Все предельно упрощено, до степени дзен: овощи в воде, овощи в томате. Это тоже работа талантливых Turner Duckworth, «бронза». EasyLooks – набор декоративной косметики для лица. По картинке это не Бог весть что, но концепция упаковки интересная – это «раскраска» на разные женские настроения. Случаи вынесены в заголовки: Blue Days Look, Lavender Love Look, Bronze Me Look, Smokey Eyes Look и Silver Nights Look. Причем таблетки с тоном располагаются на лице модели на том месте, для которого они предназначены. Работа Amore Systems (Швеция), «бронза». Упаковка для Virgin Mobile под названием «Lobster 700 TV phone» – яркая и простая одновременно. Это новый продукт – телефон с возможностью телевизора. ТВ-сервис Virgin Mobile запустили совсем недавно. Чтобы сразу указать на суть продукта, дизайнеры обратились к 100% узнаваемому символу – таблице настройки. Снимая внешнюю часть коробки, вы как бы включаете телевизор. Работа Start Creative (Великобритания), «бронза». Работа финского агентства SEK & GREY для молока Valio. Здесь интересно не само графическое решение упаковки, а проект целиком, который был назван «Art Milks». К проекту были привлечены шестеро знаменитых финских художников-иллюстраторов (Outi Heiskanen, Mauri Kunnas, Rosa Liksom, Kaj Stenvalll, Juba Tuomola, Julia Vuori), которые украсили упаковки с молоком разнообразными изображениями коров. Это была огромная выставка – 30 миллионов коробок! По словам Сеппо, редактора финского еженедельника Markkinointi & Mainonta, проект пользовался любовью народной. Успеху, как водится, помогла и пресса.
Андрей Надеин,
|