Индекс потребительских настроений жителей г. Омска, апрель 2010 г.
16.07.2010
По данным исследования, проведенного компанией «Делфи» в апреле 2010 года, омичи стали стабильней, уровень жизни улучшается, возвращаясь на докризисный уровень, но все же настоящее, как и прошлое, оценивается негативно. Не смотря на пессимистичные настроения, жители города ждут улучшения ситуации в ближайшее время.
Практики потребления тесно связаны с оценкой материального положения в стране и своей собственной семье, с ожиданием улучшений или ухудшений экономической ситуации в текущем году, с намерениями тратить или копить, уверенностью в завтрашнем дне и т.д. Основываясь на этих установках, индивид строит свое потребительское поведение, решая, как тратить деньги в ближайшем будущем и стоит ли их тратить вообще.
Совокупность личных установок отражает весь спектр социальных настроений, позитивных и негативных. Центральные, обобщенные тенденции говорят о состоянии населения в целом. Поэтому изучение потребительских настроений становится особенно актуальным в контексте экономических изменений в стране.
Для общей оценки ситуации используется Индекс Потребительских Настроений (ИПН), который в России рассчитывается с 1993 года. Т.к. он основан на личных мнениях жителей города, он может не совсем точно отражать реальное состояние экономики. Но, объединяя индивидуальные оценки, можно предсказать развитие ситуации в ближайшем будущем.
Исследовательская компания «Делфи» проводит подобное исследование с апреля 2009 года. Исследование проведено методом уличного опроса, размер выборки составил 300 респондентов. Опрашивались постоянные жители города в возрасте от 16 до 60 лет. Ошибка выборки не превышает 5,7%. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения города.ИПН рассчитывается на основе 5 показателей: Индекса мнений респондентов об изменении материального положения населения за последний год, Индекса ожиданий респондентов изменения своего материального положения, Индексов ожидаемых изменений экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективу, Индекса благоприятности условий для крупных покупок. Индекс рассчитывается как разность между суммарной долей всех положительных ответов и суммарной долей всех отрицательных ответов. Чтобы избежать появление отрицательных значений, к результату прибавляют 100 пунктов. Так, итоговый индекс изменяется в интервале от 0 до 200 пунктов.
Максимальное значение ИПН – 200 пунктов. В данном случае все население положительно оценивает экономическую ситуацию и спрос на товары и услуги в фазе роста. Если ИПН близок к минимуму, т.е. нулю, то среди населения ярко выражены пессимистичные настроения, уровень потребления резко падает. При ИПН, равном 100 пунктов, доля группы населения, которое настроено пессимистично, совпадает с долей группы тех, кто настроен оптимистично.
В апреле 2010 года Индекс Потребительских Настроений омичей составлял 109 пунктов. Омичи сохраняют свои практики потребления с апреля 2009 года. Они не испытывают потребительской депрессии, даже наоборот: доля группы положительно настроенных практически всегда превышала долю группы пессимистов. С другой стороны, в практике потребления закрепилась стабильность, поэтому от омичей не стоит ждать внезапного бума спроса на какой-либо товар или услугу.
Потребительские настроения омичей в 2010 году
Индекс произошедших изменений материального положения
Если говорить об изменениях своего материального положения за прошедший год, то 17% опрошенных отметили, что произошли улучшения. Доля данной группы стала несколько выше, чем в прошлом году, однако она все еще значительно меньше, чем доля тех, кто отметил ухудшения (35%). Относительное большинство респондентов (46%) отметили, что их материальное положение не изменилось. Индекс произошедших изменений материального положения стал значительно выше: 72 пункта в августе 2009 и 82 пункта в апреле 2010, но он все же далек от оптимистичного значения (выше 100 пунктов).
Оценки изменения экономической ситуации в стране практически совпадает с оценкой собственного материального положения (см. рис. 1). Здесь также выросла доля тех, кто считает, что произошли улучшения, однако доля пессимистично настроенных омичей в отношении экономики страны, все еще достаточно велика.
Идеи летних промоакций в Перми
Солнце с каждым днем все больше и больше прогревает землю, и люди, уставшие от бетонных коробок, стремятся выбраться под его приятные лучи. Не у многих есть возможност...
Аттракцион "Angry Birds"
Аттракцион Angry Birds не перестаёт быть одним из самых популярных аттракционов, ведь это один из самых универсальных аттракционов который можно разместить на любом праздник...