Мишель, Вы - один из самых опытных сотрудников компании 3М. Именно Вы занимались разработкой стратегии компании в разных странах, в том числе и в России. В чем специфика работы в нашей стране? И чем принципиально отличается стратегия развития российских и европейских компаний?
- Вы знаете, обычно сложности моей работы связаны не с конкретной страной и национальными особенностями, а со спецификой самой компании 3М. Дело в том, что 3М – многопрофильная международная производственно-технологическая корпорация, которая на сегодняшний день выпускает более 100 тысяч уникальных инновационных продуктов. У нас столько разнообразных направлений, что порой бывает очень нелегко получить маркетинговые данные по всем интересующим областям. Для этого необходимы специальные подходы и методики. Что касается стратегии развития российских и зарубежных бизнесов, то думаю, что западные компании чуть более серьезно относятся к R&D(НИОКР) больше инвестируют в это направление, чем российские предприниматели. К примеру, компания 3М инвестирует от 5% до 8% от продаж в научные и исследовательские разработки. Также западные компании больше уделяют внимания области интеллектуальной собственности, регистрируют и защищают идеи, патенты, торговые марки.
- Как раз на тему развития бизнеса в Урало-Сибирском регионе в рамках выставки «Иннопром-2012» состоялась встреча предпринимателей с председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Вы были приглашены на эту встречу как представитель иностранной корпорации, чей бизнес активно развивается на территории России. Можете прокомментировать, какие темы показались особенно интересными?
- Тема встречи была обозначена как «Строим будущее: промышленный рост для человека». Рассчитана она была в основном на местных предпринимателей. Но были затронуты и очень интересные для компании 3М вопросы. В основном это необходимость создания инфраструктуры и законодательнойбазы, способствующих развитию инноваций в России. Думаю, что если большинство интересных идей, которые были на встрече озвучены, найдут свое воплощение, это даст хороший толчок для развития бизнеса в стране.
- Какие конкретно шаги, на Ваш взгляд, необходимы для этого?
- Сегодня в России сделано очень многое для поддержки культуры инноваций, и это прекрасно. Но есть ряд аспектов, которые требуют доработки. Первое - нужно сокращать жизненный цикл инноваций. Интервал времени внедрения инноваций должен быть намного короче. Для этого необходимо изменение законодательства в сфере госзакупок. Сейчас они осуществляются на основе цены изделия, а должны осуществляться по цене эффекта, который инновационное решение может дать. Приведу пример: самые современные абразивные материалы, выпускаемые компанией 3М, очень дороги, если рассчитывать их стоимость по цене за квадратный метр. Но если рассчитать их эффективность применения для полировки изделий, скажем, из металла, то наши решения окажутся самыми дешевыми. Но когда идет тендер на госзакупку, это не учитывается. Получается, что современные технологии не внедряются благодаря несовершенству законодательства. Также нужно ускорять внедрение новых технологий в нормативные документы, а это достаточно медленно происходит в России.
- То есть остались еще старые регламенты, отраслевые стандарты…?
- Да, многие остались еще со времен Советского Союза. Их никто не пересматривал 20 лет. Вот это первая тема. Вторая тема – это таможенные пошлины. Необходимо ввести разграничение в кодах ТН ВЭД ТСна сырье и готовый продукт. А то на сегодняшний день получается, что нам проще и дешевле импортировать готовый продукт, чем сырье, которое можно было бы использовать для местного производства с использованием местных рабочих ресурсов. Третья область, которую необходимо модернизировать, это налогообложение. В принципе в России налогообложение для корпораций вполне посильное, но это только в теории. Потому что все затраты на производство, которые компании несут, оплачиваются не до налогообложения, а после. И это влечет увеличение стоимости продукции. Опять же приведу пример по опыту компании 3М: при разработке новых продуктов нам очень часто приходится использовать услуги других компаний, которые находятся за рубежом, при этом мы не имеем права оплачивать эти услуги до налогообложения. Все это увеличивает себестоимость и уменьшает привлекательность бизнеса в России.
- Как повлияет «Иннопром-2012» на развитие компании 3М? И что это вообще за явление такое - world EXPO?
- Думаю, это очень хороший проект, который имеет только положительные стороны. Это возможность посетить весь мир в пределах 10 гектар. Своеобразная мировая экскурсия за несколько дней, когда можно увидеть в одном месте все самое лучшее, что на данный момент предлагает каждая страна, каждая крупная компания. Это дорогого стоит. Несомненно, выставка принесет пользу, как отдельным посетителям, так и населению в целом. Для нашей компании положительный момент в том, что областная администрация пригласила нас для диалога. Это значительный шаг. Кроме того подобные международные проекты позволяют нам расширять знания в разных областях и находить новых партнеров.
- Какой эффект оказывают подобные мероприятия на экономику страны в принципе понятно. А интересно было бы узнать, какое влияние оказывают инновационные технологии конкретно компании 3М на развитие российского хозяйства?
- Считаю, что нельзя двумя словами обозначить какое-то конкретное влияние. Технологии компании 3М постепенно и гармонично входят в разные сферы экономики, просто это не всегда видно. Наши разработки есть в авиастроении, сегодня при сборке практически каждого автомобиля в той или иной степени используются изделия, разработанные нашей компанией. Их не видно, но они там есть. В большинстве новых трубопроводов, которые сейчас устанавливаются, также применяются наши материалы. Они есть в медицине, в пожаротушении, просто в быту. Да много где еще. В этом специфика 3М.
- Как в мозаике? Из крошечных кусочков складывается изображение…
- Да, точно! Это прекрасное сравнение. Именно так и работают наши технологии – везде и всюду.
- Почему инновации, которые разрабатываются в России, очень часто так и остаются на стадии идей и в чем секрет успешного внедрения инноваций компании 3М?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение инновации, как его понимают в компании 3М. С нашей точки зрения инновация – это внедренная идея, то есть это тот продукт, за который кто-то готов платить. Это не просто идея, которую ученый изобрел и любит, как своего ребенка, но которая никому не нужна. Инновация – это продукт бизнеса, имеющий конкретное воплощенное применение, за которое другие участники рынка готовы платить деньги. В России же до сих пор нет четкого понимания этого. Люди не умеют свои идеи продавать, мало специалистов, которые могут просто хорошо рассказать о своих разработках и тем самым привлечь инвестиции для реализации решений. А ведь это очень важно. Нужно уметь довести идею до коммерциализации, потому что сила рынка именно в покупателе. На заре работы компании 3М идеи наших изобретателей очень часто оказывались невостребованными. Это время очень похоже на то, что сейчас происходит в России. Только когда наши изобретатели и ученые поняли, что нужно разрабатывать не просто продукт сам по себе, а продукт, который нужен людям, когда сумели объединиться со службами производства, реализации и продаж, компании стало проще создавать востребованные продукты. Сильная сторона компании 3М в том, что мы способны объединять, обмениваться опытом, беречь и комбинировать наши технологии, и мы умеем их продавать.
- Могли бы Вы дать несколько советов молодым компаниям, развивающим инновационные продукты в России?
- Знаете, как раз молодые компании в России не нуждаются в моих советах. В России есть все необходимые ингредиенты для создания инновационных продуктов и решений. Здесь много молодых, энергичных и перспективных предпринимателей, которые прекрасно знают, как действовать в той или иной ситуации, как выстраивать свои отношения с клиентом. Есть ряд молодых людей, просто фонтанирующих изумительными идеями, разработано множество технологий. Последнее время в стране в большом количестве создаются именно такие небольшие, но перспективные компании, за которыми будущее. Они уже готовы работать по-новому. Но, повторюсь еще раз, необходимо выстраивать и ускорять процесс перехода от концепта до коммерческого продукта – это очень жесткая дисциплина, которую необходимо усвоить предпринимателям в России. И помочь в этом должны органы власти.