Быть или не быть Bluetooth маркетингу. За и против
Реклама наиболее динамичный сегмент рынка - от других он отличается мобильностью и быстрой реакцией на изменения. Маркетологи каждый день ищут все новые и новые пути распространения рекламной информации. Так, в начале 2006 года появилось такое направление мобильного маркетинга как Bluetooth-маркетинг.
Bluetooth-маркетинг пришел как веяние из стран Запада - там он уже нашел успешную реализацию в станциях метро, аэропортах, супермаркетах.
В Нидерландах был проведен эксперимент рекламной компании с использованием Bluetooth. Покупатели, заходящие в супермаркет и все, кто проходит мимо в радиусе 100 метров получают по Bluetooth сообщение с мобильного устройства одного из брендов о скидках на продукт этого производителя. Широко известная новостная компания Би-би-си использовала постеры оборудованные bluetooth, они призывали включить свой Bluetooth и получить бесплатные комментарии чемпионата мира по футболу. Кроме того, было проведено уже несколько подобных акций на территории Москвы.
Прогрессивные маркетологи подхватили развивающуюся технологию Bluetooth - почему бы не транслировать через этот канал рекламные сообщения? Предполагается, что человек, проходящий мимо заведения и заинтересовавшись им, может получить информацию через Bluetooth-канал. О возможности подключения будут оповещать традиционные методы наружной рекламы и запрос на коннект перед непосредственным подключением для передачи .
Рассмотрим все плюсы и минусы данной технологии.
Преимущества:
- Возможность сохранения информации на мобильном телефоне и, следовательно, возвращения к ней вновь при желании.
- Воздействие исключительно на целевую аудиторию. На людей, которые хотят получать эту информацию, и которыми она не будет восприниматься как спам.
- Сравнительно небольшие затраты на этот вид рекламы. В среднем, по данным статистики, фирмы, занимающиеся распространением по Bluetooth каналу, запрашивают 1.5 рубля за контакт. При этом учитывайте, что контакт происходит только с тем, кто подтверждает согласие на получение контента.
Недостатки:
- При всех этих, несомненно, положительных аспектах все же не стоит забывать о трудности осуществления коннекта по данному каналу и возможного принципиально только на добровольной основе. Когда человек сознательно включает Bluetooth. Но есть несомненная проблема в том, что человек активируя свое Bluetooth устройство, получит целую массу запросов ненужных ему.
- В российском законодательстве такой вид рекламы может трактоваться как спам. О чем есть соответствующая статья в законе о рекламе: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы» (статья 18 поправки к закону «О рекламе).
Развитие этого вида маркетинга возможно только благодаря усовершенствованию техники приема информации по Bluetooth каналу. Когда, например, у человека на мобильном будет технология подобная используемой в ICQ, которая позволит настроить статус видимости или невидимости для того или иного бренда.
Возникает вопрос: каким образом подобное программное обеспечение попадет к потенциальному потребителю. Сошедшие с ума от постоянного потока различного спама люди, чтобы хоть как-то лавировать в потоке информации, должны будут с остервенением искать и приобретать это программное обеспечение. Хотя гораздо проще и дешевле просто не включать Bluetooth на своем телефоне. Технология должна развиться до такого уровня, при котором было бы возможным выбирать ту информацию, которая необходима пользователю. Однако, будет ли такой вид рекламы эффективен настолько, чтобы его использовать? Будет ли он более эффективен, нежели традиционные средства передачи рекламной информации по той простой причине, что проще будет отключить Bluetooth, нежели искать программное обеспечение, открывать свой телефон для доступа, не думая о безопасности соединения, о количестве вирусов и т.д.
В связи со всем вышесказанным наиболее вероятным и эффективным представляется вариант использования Bluetooth маркетинга на добровольной основе, как дополнение к наружной рекламе, как средство сделать ее более информативной, дополнив звуковыми файлами и т.д.
Актуальны такие устройства будут исключительно на больших площадях, в супермаркетах аэропортах и т.д. Когда человеку гарантировано, будет наличие только одного Bluetooth передающего устройства. Иначе весьма проблематично будет убедить получателя вторично включить Bluetooth, т.к. при широком распространении подобного вида рекламы, несчастный человек, все же рискнувший включить свое Bluetooth устройство, может получить мало, чем ограничиваемый поток информации. Прежде чем получить нужный пользователю контент придется отклонить десятки ненужных запросов от фирм конкурентов.
Идея перспективная, но при достаточном развитии технологий в сторону именно корректности по отношению к получателям рекламной информации.
Специально для "МедиаПилот", Шишова Светлана, агентство маркетинга и рекламы Кавалери.
Смотрите также:
- Bluetooth-реклама: новые возможности или старые вопросы?