Система Станиславского и Голливуд на службе у ивента
В большинстве мероприятий, конечно же, нет ни Голливуда, ни системы Станиславского. Все они, как правило, рождаются следующим образом: клиент заполняет бриф, далее агентство (или внутреннее подразделение) предлагает идеи (по старому - сценарные заявки), чаще стандартные, реже - учитывающие особенности заказчика - цели события, вкусы первого лица, миссию, особенности корпоративной культуры и многое другое…
А далее, при одобрении идеи, ее «раскатывают» в сценарий и поминутный план. Причем часто в конечном итоге реализуется совсем не то, что первоначально было задумано: бюджет сокращают или какие либо иные причины влияют на изменение замысла.
Блеск и нищета креатива
Бывает и по-другому: креатив агентства после стольких дебатов и творческих дискуссий имеет настолько малое и, порой, искусственное место в общей картине мероприятия, что, право, жалко потраченного на него времени и денег. Что же делать, чтобы всем было хорошо - чтобы креатив действительно рождал яркую творческую форму, через которую транслировались важные, соответствующие целям мероприятия смыслы, а ивент имел бы эмоциональный накал и выразительную архитектуру, а не был аморфным скоплением артистических номеров и торжественных речей?
Некоторые ивенторы считают, что в этой ситуации искусство кино и театра должны прийти к нам на помощь. Сценарий, режиссура - это ведь оттуда.
Режиссера на сцену!
Что есть режиссура в применении к мероприятиям? Режиссура предполагает «умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею».
Есть люди, имеющее профессиональное образование в этой сфере, - режиссеры массовых мероприятий, есть среди них известные имена, имеющие богатый послужной список проектов различного уровня, в основном городских. В режиссуре особо масштабных корпоративных мероприятий они также участвуют. К слову, «Норильский никель» в описанном недавно тендере требовал указания фамилии конкретного режиссера в представляемых агентствами документах.
И все же большинство ивентов обходится без профессиональных режиссеров. Некоторые, известные в ивенте, люди делают это сознательно и объясняют это, в частности, тем, что опыт сотрудничества с профессиональными режиссерами был неудачным – «мыслят старыми категориями», не учитывают специфики аудитории.
Но если можно обойтись без режиссера, то без самой режиссуры, вероятно, при разработке качественного проекта не обойтись.
Театр и кино нам помогут!
Итак, первая версия режиссуры – театральная (подслушана у Олега Дмитриева, «Гильдия Мастеров»).
При подобном подходе цели мероприятия диктуют его жанр. Это, конечно, не комедия или трагедия, а ивент-жанры, диктующие стиль мероприятия. У каждого организатора они могут быть свои. Например, «безбашенная вечеринка», «чинное собрание», «капустник» и т.д.
Далее - по аналогии с драматическим действием - мероприятие выстраивается как цепь событий. Во внутренние звенья-события закладывают «эмоциональные мины», работающее на выполнение задач и позволяют контролировать не только организационный ход, но и эмоциональное течение мероприятия, его атмосферу.
Итак, вот примерная схема данного варианта режиссуры:
Исходное событие (завязка действия или интриги): особый вариант пригласительного, вызывающего или будоражащего интерес к предстоящему мероприятию.
Пример: стилизованный кусочек греческой амфоры пригласил меня несколько лет назад на показ коллекции известного модельера, в которой прослеживались классические античные мотивы.
Первое событие: его задача начать основное действие, погрузить гостей в атмосферу.
Пример: «Сибирский Алюминий» проводил мероприятие, на котором гости после регистрации в солнечном фойе, попадали в полумрак, наполненный классической музыкой, что сразу вызывало соответствующий эмоциональный настрой.
Основное Событие: событие, несущее основную смысловую нагрузку мероприятия.
Пример: появление новой марки автомобиля во время презентации из-под купола павильона (презентация Peugeot 407 в Москве), или из водной стихии (презентация BMW, кажется, в Ирландии).
Переломное событие: коренным образом изменяет течение действия. Например, окончание официальной программы и начало дискотеки.
Финальное событие: гости получают подарки, закрепляющие событие и его смысл.
Пример подарка: картина с изображением того же Пежо 407, а в качестве красок - молодое французское вино.
Вторая версия режиссуры – Голливуд (подслушана у Александра Шумовича и Алексея Берлова, Partyzanka) - по большому счету не сильно отличается от театральной.
Структуру события предлагается сделать по аналогии со структурой фильма: экспозиция, вспышка интереса, нарастание напряжения в преддверии основных событий, главная сцена (конфликт главных героев), кульминация и финал. Такая структура события, по мнению людей, проповедующих подобный подход к режиссуре мероприятий, также позволяет осуществить максимально эффективное воздействие на его участников. И делается это по следующей цепочке: создание интриги, включение в происходящее, ясная и яркая коммуникация и закрепление ее эмоцией.
Вам судить, насколько представленные подходы применимы к ивентам, в которых вы принимали участие или в которых были заказчиками или организаторами. Подводных камней много – будем реалистами - ивент все-таки не театр и не кино: например, репетиционные возможности, как правило, ограничены.
А один руководитель известного агентства вполне резонно меня спросил: «А почему именно пять событий внутри события?». Я думаю, по большому счету, дело не в цифрах, а в подходе, призванном бороться с монотонностью, позволяющему следить за атмосферой и делать в соответствии с целями мероприятия эмоциональные всплески.
Часто ведь об этом не думают – соблюдается организационный план, и ладно, а то, что драгоценный интерес и внимание к происходящему давно утрачено и праздника попросту нет, мало кого интересует.
Так что, думайте, ивент-менеджеры, о том, как использовать законы драматического действия и приемы сценаристов и режиссеров Голливуда, и будет вам ивент-счастье.
eventmarket.ru