Спам глазами лингвистовНесмотря на всеобщее скрежетание зубами, спам не желает исчезать из жизни рядового пользователя Сети. Понятно, что у большинства людей замусоривание почтового ящика вызывает бурю эмоций. Тем не менее, рекламные рассылки по электронной почте давно превратились в доходный бизнес. Спам — это тоже реклама. Интересно, что сталкиваясь с традиционной рекламой, мы оказываемся гораздо более разборчивы. Рекламные агентства напрягаются, выдумывая тексты и видеоряд. Лингвисты и психологи пытаются обнаружить особенности восприятия рекламы, чему посвящен не один десяток серьезных трудов. До недавнего времени ученые с брезгливостью обходили спам. Это и понятно: кому хочется копаться в электронном мусоре? Массовый характер рекламных рассылок победил все предрассудки: немецкие ученые опубликовали лингвистическое исследование спама. Наверное, они плохо учились в школе Авторы исследования посмотрели на спам с неожиданной точки зрения. Они не пишут о фильтрации и технологиях рассылки, их интересует рекламный текст сообщений. Имеющийся в их распоряжении спам был разделен на три группы сообщений: личные, псевдоличные и безличные. С первой из этих групп нам приходится сталкиваться довольно редко. Хотя с ростом спима эта тактика может стать весьма привычной. Спамеры пытаются замаскировать рекламное сообщение под "нормальное" письмо. Как правило, в этих письмах не рекламируются товары или услуги. Цель — заставить получателя из любопытства кликнуть по ссылке. В этих сообщениях обычно присутствуют приветствия, обращения, их отличает непринужденный, дружеский тон. Часто пользователя пытаются убедить в том, что он получил письмо от знакомого человека. В тексте трудно встретить средства создания рекламного эффекта, скорее, наоборот, цель письма — убедить получателя в том, что это не реклама. Примечательно, что этой хитрости — грош цена. Обычно сами сообщения написаны так небрежно, что они вряд ли смогут обмануть даже начинающего пользователя. Авторы исследования констатируют, что количество орфографических ошибок в этой группе достигает своего максимума. При этом они забывают о том, что спамеры часто намерено искажают текст, вставляя лишние символы, используя разные алфавиты или "невидимые буквы". Хотя даже с учетом этой особенности складывается впечатление, что текст составлен обычным троечником и написан "левой ногой". Псевдоличные письма производят более профессиональное впечатление. Здесь часто встречаются прилагательные, которые мы привыкли видеть в традиционной рекламе. Однако и в этих текстах трудно не заметить очевидный промах: псевдоличный характер сообщениям придают неудачные попытки спамеров назвать вас по имени — логин получателя используется в качестве обращения. В результате получается нечто вроде "Добрый день sfo", что вряд ли позволяет получить желаемый результат. К безличным письмам можно отнести сообщения, написанные в форме традиционных пресс-релизов, а также графический спам. Создатели длинных повествований о выставках и конференциях явно не особо задумываются о том, как получатель будет воспринимать информацию Графический спам — вынужденный трюк для того, чтобы в очередной раз пробить фильтры. В заключение исследователи отмечают, что для достижения своих целей спамеры пользуются разнообразными средствами, создавая тексты, которые сильно различаются по форме и содержанию. Небрежные рекламные тексты лингвисты связывают с небольшими бюджетами, стремлением сэкономить и безграмотностью тех, кто предлагает услуги по рассылке. Количество не переходит в качество Удивительно, что рекламный текст сообщений на этом фоне не претерпевает особых изменений. Спамеры по-прежнему мало заботятся о восприятии рекламы, полностью сосредоточившись на попадании в почтовый ящик пользователей. Спам почему-то не желает подчиняться известной диалектической закономерности. Возможно, стабилизация объемов рекламных рассылок заставит спамеров обратить внимание на содержимое своих писем. Ведь если пробить фильтры удается лишь какому-то ограниченному количеству сообщений, почему не сделать их более эффективными для восприятия? Очевидно, что для новых разновидностей спама — черный PR и фишинг — потребуется более внимательное отношение к тексту писем. В этих случаях простое попадание в почтовый ящик еще не гарантирует эффекта, сообщение должно выглядеть максимально правдоподобно. Источник: Федор Смирнов http://www.goldgrad.ru/content/view/6887/204/
|