Выбери меня. Как рекламируются работодатели
Эпатаж и скандал — лучшие способы привлечь внимание потенциального работника, считают некоторые российские работодатели. Они размещают вдоль дорог плакаты странного содержания, придумывают необычные слоганы и проводят оригинальные акции, рекламируя себя как потенциальное место работы. Однако рекрутеры таких способов не одобряют: креативностью, говорят они, профессионала не завлечь.
На прошлой неделе компания «Кухнистрой» установила на Можайском шоссе рядом с торговыми центрами «Три кита» и «Гранд» три рекламных щита размером 3 × 6 м. На них изображены три руководителя торгового центра «Кухнистрой», который расположен на 71-м км МКАД. По сюжету они приглашают на работу дизайнеров. Топ-менеджеры изображены в непринужденных позах и держат в руках таблички с надписью «Ищу». Ниже — текст: «Ищу дизайнера для длительных отношений. Предпочтение симпатичным и профессиональным. Интим не предлагать». «Пусть люди смотрят и думают: «Это прикольно. В такой компании весело работать», — говорит Алексей Лимонов, руководитель PR-отдела компании и один из разработчиков плакатов. По его словам, «Кухнистрой» собирается нанять 180 дизайнеров и администраторов. 40 человек, которые уже работают в ТЦ, не справляются с потоком клиентов. «Нам нужны люди с оптимистичным складом характера, веселые, активные и динамичные. Главное требование — умение работать с клиентом. Остальному мы их научим», — утверждает Лимонов. По его словам, уже сейчас в отдел персонала компании посыпались звонки от потенциальных кандидатов. «Я надеюсь, что среди наших соискателей не будет скучных и неинтересных людей. Такие просто не обратят внимания на наши плакаты», — говорит Лимонов. Кампания обошлась в $1650, включая аренду и печать.
Нечастый случай
Для наших работодателей подобные акции по найму персонала пока еще редкость, говорит Юлия Забазарных, руководитель департамента подбора персонала для компаний инженерного рынка рекрутинговой компании «Агентство Контакт». Однако, по ее мнению, в последние два-три года все больше компаний задумывается о разработке ярких и необычных стратегий поиска сотрудников. «На российском рынке идет быстрый рост промышленных и торговых предприятий. Компаниям требуется дополнительный персонал. При этом конкуренция на рынке большая, и традиционные методы подбора не всегда работают», — объясняет она.
Такие рекламные кампании рассчитаны в основном на подбор низкоквалифицированного персонала, уточняет Инна Постникова, руководитель службы персонала сети спортивных магазинов компании «Интерспорт». Компания в прошлом году провела акцию по найму персонала «Приведи друга». Суть ее состояла в том, что уже работающим продавцам (в основном 22—23 лет) предложили привести на работу знакомых. И получить за это $20. Если, конечно, друга примут. Удалось найти 70 новых сотрудников, рассказывает Постникова. «При подборе персонала на низшие позиции на первое место выходят личные качества сотрудника: коммуникабельность, мобильность, общительность. Профессиональный опыт и образование не так важны», — поясняет она. Однако повторять опыт компания не спешит. «Пока у нас нет в этом нужды», — говорит Постникова.
Профессионалов не беспокоить
Яркие рекламные кампании, скандальные плакаты и другие неординарные способы рекрутинга рассчитаны в основном на быстрый и массовый подбор рядовых сотрудников, но привлечь таким образом высококвалифицированного менеджера или ценного специалиста невозможно, говорит Юлия Забазарных из «Агентства Контакт». «Я ни разу не видела, чтобы таким способом искали финансового директора. Он не отреагирует на эпатаж», — поясняет она. По ее словам, для привлечения менеджерского состава компании до сих используют такие традиционные каналы, как газетные объявления, Интернет, обращение к хедхантеру.
Татьяна Сосновская, партнер рекрутинговой компании Flex, считает, что поиск сотрудников посредством уличных биллбордов малоэффективен. По ее словам, «прошло время лозунгов». Высококвалифицированные специалисты реагируют на факты: размер зарплаты, круг обязанностей, карьерные перспективы. Все это не уместишь на биллборде, уверена Сосновская. Да и решение о смене работы не приходит вдруг — после мимолетного взгляда на яркое объявление, добавляет она. Сосновская не спорит, что такие эмоциональные зацепки привлекают внимание людей, оставляя в памяти название компании. И совсем не исключено, что кто-то — например, вчерашний выпускник вуза, который не разбирается в ситуации на рынке труда или не обладает опытом, — направит резюме.
Слова Сосновской наглядно подтверждает опыт московской Satchers, дочернего предприятия швейцарской риэлторской компании Swiss Realty Group (SRG). В ноябре прошлого года она разместила в прессе рекламу, где ее топ-менеджеры позировали на фоне полуобнаженных девушек. Надпись гласила: «A gentleman is expected to rise, when a lady enters a room» («Джентльмен должен встать, когда дама заходит в комнату»). Во второй части рекламной акции Satchers запустила под окнами основных конкурентов автомобили с надписями: «Winter… Time to change job» и «Tired of your f….k’n Boss, Change It» («Зима… Время менять работу», «Босс тебя достал? Смени работу»). Кампания обошлась более чем в $100 000, говорит Илья Шершнев, директор по развитию SRG. Успех ошеломительным назвать нельзя: Satchers наняла только нескольких сотрудников низшего звена, признает он. «Для них основным аргументом стало желание работать в энергичной и креативной компании вместе с людьми, которые не боятся мыслить неординарно», — поясняет Шершнев. Правда, привлечение кадров отнюдь не было главной задачей, уточняет он. «Наша реклама была скорее частью общей эпатажной кампании по продвижению нового бренда», — говорит Шершнев.
Для эффективного поиска персонала нужна смекалка, считает Сосновская из Flex. У нее есть ноу-хау: кандидатов она ищет среди тех людей, которые дают рекомендации приходящим к ней соискателям: «Я звоню по указанному в резюме номеру, представлюсь, называю причину звонка — получить рекомендацию, а потом между делом начинаю расспрашивать человека о его жизни, нет ли желания сменить работу». Метод, говорит Сосновская, работает надежно.
ПОЧЕМУ ОНИ УХОДЯТ
В конце прошлого года в Великобритании были опубликованы два исследования причин, которые заставляют работников задуматься об уходе. В обоих случаях основным фактором было названо отсутствие внятных перспектив.
Первое исследование было проведено сообществом профессионалов в области управления людьми, Chartered Management Institute, совместно с крупнейшей рекрутинговой компанией Adecco. Было опрошено 1800 человек. 48% из них заявили, что самый главный фактор, подталкивающий к уходу, — отсутствие возможностей для профессионального роста. Другое исследование, проведенное консалтинговой компанией Capital Incentives & Motivation, показало, что желание «новых вызовов» является причиной 27% всех увольнений. 15% опрошенных сказали, что собираются увольняться, поскольку они «не получают удовольствие от работы». При этом лишь у 22% опрошенных работодатели интересовались причинами увольнения, говорится в исследовании компании.
Мария Подцероб
Анастасия Дагаева
Источник: Ведомости