Чем отличается российский потребитель от западного? Как построить сильную розничную сеть в нашей стране? Есть ли перспектива развития у гипермаркетов в Москве? На все эти вопросы ответили эксперты ACNielsen на презентации своего нового маркетингового исследования "Покупательские тенденции 2004: Москва, Санкт-Петербург".
По данным ACNielsen, за период 1991-2002 гг. доля гипермаркетов в РФ увеличилась на 10%, дискаунтеров – на 6%. В 2002-2004 гг. в России в 5 раз увеличилась доля супер- и гипермаркетов по отношению к привычным открытым продовольственным и хозяйственным рынкам. По сравнению с другими странами Восточной Европы, мы пока уступаем по развитию отрасли Чешской Республике, Польше, Венгрии, опережая разве что Румынию, где на сегодня открыто всего лишь 5 гипермаркетов (у нас – 34). В Польше существует уже более 190 гипермаркетов, а в Западной Европе этот показатель несравнимо выше (в Швейцарии на сегодня насчитывается 280 гипермаркетов).
Впрочем, москвичи и петербуржцы постепенно переходят на современные форматы магазинов: 45% опрошенных ответили, что совершают покупки только в супермаркетах и гипермаркетах. Этот показатель вырос на 21% по сравнению с прошлым годом. Однако и до сих пор треть российских потребителей не покупает и не собирается покупать продукты в гипермаркетах: в других странах Восточной Европы, для сравнения, треть потребителей уже являются частыми покупателями гипермаркетов.
Наиболее популярны в России имеено супермаркеты, поскольку они предлагают достаточно низкие цены (этот показатель остается традиционно важным для российского покупателя), хорошее соотношение цены и качества, и кроме того, отвечают критерию удобства месторасположения – большинство людей имеет супермаркет недалеко от дома. Кстати, именно фактор удобного месторасположения остается главным при выборе магазина.
Однако, фрукты и овощи, а также мясо и рыбу многие (32%) по-прежнему предпочитают приобретать на "открытых рынках". В Польше этот показатель не превышает 4%. Что касается прохладительных напитков, которые в Европе пользуются большим спросом и продаются обычно именно в гипермаркетах, у нас 26% не покупают такие напитки вовсе, а 15% предпочитают купить их в киоске на улице, а не идти специально в супермаркет.
Лояльность к брэнду достаточно высока: если в магазине не оказалось напитка, который потребитель хотел приобрести, 50% готовы купить другой напиток, пусть даже и другой марки. В то же время, популярность частных марок розничных сетей пока невелика: только 55% московских покупателей знают хотя бы один такой брэнд.
В целом, по итогам исследования, на 1 млн населения России приходится 1.5 гипермаркета, в то время как в Чехии этот показатель равен 180 на млн, а например, в Швейцарии – 280. Критерии выбора супермаркетов и гипермаркетов сходны для европейцев и для нас: на первом месте – удобство расположения магазина, на втором – качество товаров. Даже по количеству супермаркетов (которые пользуются наибольшей популярностью покупателей) рынок в России еще не насыщен, а перспективы развития гипермаркетов еще больше. В ближайшие 5-10 лет количество гипермаркетов в нашей стране будет динамично расти, считают эксперты ACNielsen.
Источник: ACNielsen
|