Исследование, проведенное исследовательским центром группы компаний HeadHunter, описывает ситуацию на рынке специалистов в области "Маркетинг/Реклама/PR".
1. Спрос на маркетинговых специалистов.
"Исходя из данных исследования можно говорить , что в Ярославле в сфере маркетинга востребованы специалисты синкретичные – менеджеры по маркетингу – в чей функционал входят PR, анализ рынка и рекламная деятельность. Узконаправленные специалисты востребованы гораздо менее – аналитики, PR- менеджеры – по этим позициям количество резюме превосходит количество вакансий в разы, — говорит Ольга Кочкина, директор представительства HeadHunter в Ярославле. — Количество вакансий превышает количество резюме только по двум позициям – бренд-менеджер и менеджер по рекламе. Бренд-менеджеры востребованы в крупных компаниях, продвигающих на рынке те или иные торговые марки".
Кроме менеджеров по маркетингу, в Москве и Краснодаре в середине 2008 года были востребованы специалисты по анализу и исследованию рынков. Число вакансий аналитиков и исследователей было примерно в 1,5 раза больше, чем число вакансий менеджеров по рекламе, занимающих третье место по числу вакансий в проф. области "Маркетинг/Реклама/PR". В Ростове-на-Дону, Воронеже, Ярославле на втором месте по спросу среди специалистов по маркетингу были менеджеры по рекламе, в Казахстане – бренд-менеджеры. В Нижнем Новгороде спрос на менеджеров по рекламе и на аналитиков/исследователей рынка был примерно одинаков.
Если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года, набольший рост спроса в Москве был на PR-менеджеров и менеджеров по рекламе. Количество вакансий на эти позиции увеличилось на 40-50%.
2. Соотношение спроса и предложения
По сравнению с началом 2007 года, дефицит специалистов в области маркетинга увеличился. Среди маркетинговых специалистов наиболее дефицитными являются аналитики. Также наблюдается дефицит менеджеров по маркетингу и бренд - менеджеров.
3. Заработные платы специалистов в области "Маркетинг/Реклама/PR".
Наиболее высокие заработные платы из специалистов в области маркетинга (если не брать во внимание руководящие позиции) у бренд-менеджеров.
"В сфере маркетинга зарплаты растут очень быстро, — поясняет Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter. — Связано это как с востребованностью Профессионалов с большой буквы в этой области, так и с пресловутой "перегретостью" рынка. Несмотря на то, что ВУЗы в последнее время выпускают много специалистов в сфере маркетинга, и профессия очень популярна, найти квалифицированного сотрудника трудно, и компании готовы повышать зарплаты, в особенности это касается топ-менеджмента. Рост спроса на бренд-менеджеров обусловлен тем, что этой сфере остро не хватает нацеленных на результат профессионалов. Люди читают книжки по маркетингу, но не применяют на практике инструментарий или фокусируются лишь на сиюминтуных задачах вроде заказа ручек с корпоративной символикой и рассылке пресс-релизов. Поэтому, пока сфера будет динамично развиваться, спрос на опытных специалистов, умеющих мыслить стратегически, будет расти".
Дефицит специалистов в области анализа и исследования рынка спровоцировал рост заработных плат. Зарплаты аналитиков выросли на 43% по сравнению с началом 2007г. Рост спроса на менеджеров по рекламе и PR – менеджеров также вызвал повышение заработных плат. У этих специалистов за анализируемый период был наибольший рост заработных плат - на 46% по сравнению с началом 2007 года.
Вполне ожидаемы значительные расхождения в уровне оплаты труда специалистов между Москвой и регионами России. Заработные платы некоторых специалистов в Москве и других городах России могут отличаться в 3-4 раза. Наибольшие межрегиональные различия в уровне оплаты труда у директоров по маркетингу и бренд – менеджеров, то есть у самых высокооплачиваемых специалистов в маркетинге.
"Наибольшую заработную плату из всех маркетинговых позиций работодатели готовы платить директору по маркетингу, что само по себе является логичным. Зарплата директора по маркетингу в Нижнем Новгороде составляет 35000р. — комментирует Владимир Бор, директор представительства HeadHunter в Нижнем Новгороде. — Аналитики, бренд-менеджеры и менеджеры по маркетингу в Нижнем Новгороде могут рассчитывать на вознаграждение в 26500р, 25000р и 24500р соответственно. Менеджеры по рекламе зарабатывают около 18000р. Финансовая мотивация PR-менеджера составляет 16500р в месяц. На самом деле, если мы сравним зарплаты специалистов из маркетинга с зарплатами специалистов из других сфер деятельности, то увидим, что финансовое вознаграждение специалистов в области построения брендов и продвижение их на рынок на порядок выше чем, например, бухгалтеров или юристов с аналогичным опытом работы. Это говорит о том, что собственники компаний видят результативность работы профессионалов в сфере маркетинга и готовы достойно оплачивать их труд".
Виталий Терентьев, директор представительства HeadHunter в Казахстане, отмечает следующие тенденции на рынке труда специалистов по маркетингу, рекламе и PR в Казахстане:
1. Грамотные и эффективные управленцы были востребованы всегда. В том числе и в маркетинге: профи со знаниями о построении и продвижении бренда, именуемые в бизнес-среде бренд-менеджерами являются наиболее востребованными по сравнению с остальными специализациями. Здесь конкурс на позицию составляет порядка 3-4 специалистов на место, при средней заработной плате 1500 долларов в месяц.
2. В данных рыночных условиях с ростом потребности у компаний в маркетинговых исследованиях рынка растет спрос на аналитиков. Порядка 4-5 кандидатов претендуют на эту позицию при средней заработной плате 800 долларов в месяц.
3. Что касается относительно нового для местного рынка направления PR, то на данный момент крупные холдинги и транснациональные компании уже создали такие позиции в своем штатном расписании. Уровень оклада в среднем своем значении достигает отметки 1000 долларов в месяц.
admarket.ru