Палата по патентным спорам сегодня вынесла решение о досрочном прекращении действия товарного знака "Мойдодыр" в связи с его неиспользованием.
Владельцем товарного знака являлось литературное агентство ФТМ (ООО "Агентство ФТМ, Лтд"), уже много лет представляющее интересы Елены Чуковской, внучки известного детского писателя Корнея Чуковского.Именно агентство ФТМ зарегистрировало в 2003 году право на товарный знак «Мойдодыр» (в виде слова), забронировав это название за довольно широким перечнем товаров. Однако, как выяснилось на заседании палаты по патентным спорам, с тех пор товарный знак так ни разу и не использовался. Представитель ФТМ признался, что единственной целью регистрации товарного знака "Мойдодыр" была защита интересов наследницы писателя - Елены Чуковской. То есть товарный знак регистрировался для того, чтобы название не использовал кто-то другой. Однако палата констатировала, что это незаконно.
Разбирательство в палате по патентным спорам стало следствием конфликта, возникшего у наследницы авторских прав Корнея Чуковского с компанией Procter & Gamble.
Как рассказал гендиректор ООО "Агентство ФТМ, Лтд" Владимир Попов, в июне 1997 года Procter & Gamble заключила с его компанией 10-летний договор на использование литературного образа Мойдодыра. Согласно этому соглашению наследница писателя Елена Цезаревна Чуковская ежегодно получала авторское вознаграждение в размере $15 тысяч. Мойдодыр же стал новым лицом стирального порошка "Миф", продвижением которого на российском рынке занимается Procter & Gamble. "Летом 2007 года договор истек, нового соглашения компания не заключила, однако продолжала использовать образ Мойдодыра в рекламе, которую и по сей день показывают по телевидению", - отметил Попов.
В связи с этим агентство ФТМ в интересах Елены Чуковской обратилось с иском к Procter & Gamble в Басманный суд столицы. Истец просит устранить нарушения закона: запретить ответчику бездоговорное использование литературного образа Мойдодыра (то есть, по сути, производить товар с его изображением и рекламировать его), а также обязать заключить соответствующее соглашение. Компенсацию за нарушение авторских прав Чуковская оценила в $30 тысяч.
В поданном в суд иске Владимир Попов ссылается на вступившую в январе этого года новую норму Гражданского кодекса. "Она гласит, что персонаж произведения, также как и изображение, является объектом авторского права", - отметил Попов.
Впрочем, Procter & Gamble считает поданный иск необоснованным. А юристы, которые представляют интересы компании в суде, вообще не понимают, как Елене Чуковской удавалось на протяжении долгих 10 лет получать довольно крупные суммы, ведь облик Мойдодыра в стихах Корнея Чуковского был описан довольно абстрактно: "хромоногий и кривой". По их мнению, ходячего умывальника в лихо заломленном на ухо тазу и руками-полотенцами знают как Мойдодыра вовсе не благодаря труду писателя, а изображению, которое придумал кто-то из художников-иллюстраторов.
На сегодняшнем заседании Басманного суда Владимир Попов попытался уличить ответчика в том, что компания Procter & Gamble еще полтора месяца назад сама признавала. Нарисованный на коробке стирального порошка умывальник - это не кто иной, как Мойдодыр. Для этого он представил суду нотариально заверенную распечатку с сайта www.procterandgamble.ru, которая гласила: "В 1995 году "Миф" кардинально изменил свое лицо, когда его упаковку украсил Мойдодыр". "Эта запись была обнаружена нами 18 июля, а 24 текст был уже изменен. На той же странице в том же разделе говорилось, что упаковку "Мифа" украсил обаятельный образ умывальника, ставший с тех пор известным символом марки для миллионов людей", - процитировал представитель истицы. Попов предложил судье лично убедиться в этом, заглянув на страничку Procter & Gamble в интернете. Против этого активно возразил представитель ответчика юрист Михаил Родионов. "Эта страница неизвестно кому принадлежит! - заявил он. - Сайт Procter & Gamble располагается совсем по другому адресу". Однако судья Надежда Чубарова постановила произвести осмотр вышеназванной станицы в интернете, сославшись на то, что в дальнейшем доказательство может быть утрачено.
Кроме того, на сегодняшнем заседании было решено привлечь к участию в процессе в качестве соответчика производителя моющего средства - ООО "Procter & Gamble Новомосковский". Компании будет направлена повестка для вызова в суд. Следующее заседание по делу состоится 1 октября.
gzt.ru
|