В четверг, 24 марта, состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике, которое провел заместитель председателя СФ, председатель Комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев. В ходе заседания был рассмотрен вопрос о мерах законодательной поддержки и регулирования российского рекламного рынка.
В ходе заседания выступил президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Рассказывая об ассоциации, он сообщил, что АКАР создана в 1993 году как некоммерческая организация и объединяет коммуникационные агентства и организации, осуществляющие коммуникационную деятельность. Целями и задачами АКАР являются координация предпринимательской деятельности участников ассоциации; представление и защита их интересов; развитие отношений, связанных с осуществлением рекламной деятельности и обеспечивающих коммерческие коммуникации; оказание помощи участникам ассоциации в решении вопросов, связанных с осуществлением их профессиональной деятельности.
По словам И.Янковского, сегодня в АКАР свыше 150 участников, в том числе три коллективных: Рекламная федерация регионов, Союз профессионалов наружной рекламы, Русская ассоциация поставщиков и производителей сувениров. Участники ассоциации представляют практически все субъекты РФ. Крупнейшее региональное отделение АКАР, северо-западное, насчитывает около 30 участников. Члены АКАР обслуживают свыше 85% совокупного оборота рынка рекламных услуг России. Экспертный совет АКАР по итогам 2004 года оценил объем рынка рекламных услуг России в традиционных средствах массовой информации в 3 млрд 855 млн долларов США. Объем рынка услуг в сфере маркетинговых коммуникаций, продвижения товаров и услуг превысил в 2004 году 1 млрд долларов США, сообщил И.Янковский.
По его словам, эксперты российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA) считают, что российский рекламный рынок отличается положительной динамикой. По предварительной оценке, в 2004 году увеличение объема данного рынка составило не менее 30%. Это самые высокие темпы развития национального рекламного рынка в мире. По абсолютным значениям объема рекламного рынка, то есть суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в России в 2004 году, РФ вышла на первое место в Восточной Европе, на седьмое - в Западной, вошла в число 15 стран-лидеров мирового рекламного рынка.
И.Янковский отметил, что эти показатели являются не столько характеристикой успехов отечественных рекламистов, сколько свидетельством положительных тенденций в национальной экономике, повышения покупательной способности россиян. Однако для дальнейшего роста отечественной рекламной индустрии, уверен он, необходима современная и реально работающая законодательная база в сфере рекламной деятельности.
Президент АКАР дал в целом положительную оценку разрабатываемой в настоящее время новой редакции Закона «О рекламе». По его словам, «обнадеживает то, что, в отличие от действующего закона, новая его редакция предполагает, что все касающееся законодательной поддержки и регулирования рекламного рынка будет сосредоточено в одном законе». Среди положительных моментов новой редакции закона М.Янковский назвал и то, что там отражено присутствие на рынке рекламы новых ее видов и каналов распространения, современных средств коммуникации – Интернета, мобильной связи.
По словам президента АКАР, хотя в новой редакции закона предусмотрены более жесткие нормы, регламентирующие продвижение отдельных видов товаров, но такая принципиальность в сочетании с детализацией требований закона повысит его эффективность. Он считает, что уточнение формулировок поможет значительно снизить число нарушений рекламного законодательства по целому ряду статей, в частности, по ст. «Общие требования к рекламе», «Особенности наружной рекламы», «Особенности рекламы в радио- и телепрограммах» и проч.
По словам вице-президента АКАР Юрия Заполя, объем рекламного рынка России действительно вырос, причем существенно больше, чем прогнозировали в ассоциации. В частности, по рынку телевизионной рекламы прогноз роста объема на 2004 год был 25%, на самом же деле он составил 37%. Однако, отметил Ю.Заполь, большую роль в данной ситуации сыграла инфляция доллара, так как рекламный рынок РФ измеряется именно в этой валюте.
Говоря об особенностях новой редакции Закона «О рекламе», Ю.Заполь отметил, что она «внушает определенный оптимизм». Так, в ней отменены прописанные в действующем законе нормы, которые 10 лет назад были созданы специально против рекламы МММ, сейчас же они уже не имеют никакого смысла, создавая одни препятствия. Важным является также то, что вопросы этики в рекламе отданы на рассмотрение органам саморегулирования. «Закон имеет дело с категориями права, а этика – категория морали», - подчеркнул Ю.Заполь. Кроме того, сообщил он, в законе прописаны некоторые пограничные ситуации, в частности, появилась глава, касающаяся рекламы пива, стимулирующих мероприятий, рекламы витаминных добавок. Положительным в законопроекте вице-президент АКАР назвал также и то, что в нем разделена ответственность субъектов рынка за нарушение рекламного законодательства, ясно прописано, за что отвечает рекламодатель и тот, кто эту рекламу выпускает.
Оценивая законопроект в целом, Ю.Заполь сказал, что данная его редакция более правильная и понятная, чем действующий закон. В ней прописаны более жесткие ограничения, но связано это с тем, что формулировки в законопроекте более четкие, в результате чего закон сложнее будет обойти. «Хотелось бы большего, но это разумный компромисс между интересами отрасли, власти и потребителя», - подчеркнул Ю.Заполь.
С текстом проекта закона "О РЕКЛАМЕ" 2005 можно ознакомится в разделе "Законодательство"
www.sostav.ru
|