Один из последних рекламных проектов екатеринбургского СКБ-банка вызвал волну возмущения среди жителей Среднего Урала.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», стилизованная под агитплакаты советских времен реклама озадачила уральцев стихотворением сомнительного содержания:
«Очкуешь, товарищ?
С наличкой тревожно?
Сделай же вклад
В банке надежном!».
Несмотря на шуточную привязку слова «очкуешь» к изображенному на билбордах и растяжках мужчине в очках, истинный смысл слова доходит до большинства зрителей, вызывая настоящее негодование.
По словам доцента кафедры современного русского языка филфака УрГУ Анны Плотниковой, с литературной точки зрения слово «очкуешь» является разговорно-сниженным и содержит отрицательную коннотацию. «Согласно словарю жаргона, уголовное, пренебрежительное слово «очковать» означает «испытывать страх, бояться чего-либо». Оно восходит от выражения «очко играет» и «очко», что само по себе уже не нуждается в пояснениях, означая либо анальное отверстие, либо отхожее отверстие в полу», – поясняет филолог.
Как считает Анна Плотникова, такое слово может положительно сработать лишь на определенный социальный слой – молодых людей, близких к тюремной субкультуре. У других же слоев населения столь грубый жаргон может вызвать лишь отрицательные ассоциации с объектом рекламы (Словарь Ушакова приводит и нежаргонное значение слова «очковать», однако оно оказалось столь же далеким от мира финансов: Очкую, очкуешь, несов., (сад.). То же, что колировать, прививать очком, глазком).
Между тем, мнение филологов в этом вопросе не является уникальным. Так, депутат ППЗС по Свердловской области и председатель Общественного совета по защите здоровья и духовно-нравственного развития детей и молодежи от негативного воздействия информации Анатолий Марчевский высказался насчет рекламы СКБ-банка достаточно резко: «Какой банк, такая и реклама. Уважающий свое достоинство человек никогда бы не допустил такого, и, кроме соболезнований руководству, я ничего по этому поводу сказать не могу. Возможно, пиарщикам СКБ-банка юмор «ниже пояса» кажется удачным, однако я не считаю, что это смешно. Как не считает его смешным и молодежь – она у нас неглупая».
Оценивая влияние негативной рекламы на юное поколение, Анатолий Марчевский напомнил о цензуре: «в любом случае, если у человека нет собственной цензуры в душе, ему должно помочь государство. Ведь вы же не идете в купальном костюме в оперный театр!».
Надо заметить, что негативные эмоции по отношению к спорной рекламе выплеснулись и на городских форумах Екатеринбурга. В частности, посетители портала E1 уже практически написали рекламный сценарий для «нового» СКБ-банка. Так, один из форумчан предлагает «нанять им промоутеров: крепких чиста пацанов, с отсутствием шеи, в кожаной куртке и с качественной распальцовкой. Суть акции проста: все встают в длинный ряд на Вайнера, а каждому проходящему громко говорится речевка: «Эй, ты... Слышь, типа... бабки в долг и все такое...».
Другой возмущается открыто: «Когда слышишь рекламу СКБ-банка, то становится неудобно за Россию. Они считают людей за быдло, с которым можно говорить на языке «зоны», а именно – «очкуешь товарищ».
Кроме того, рекламная тема породила среди посетителей настоящий всплеск креатива. Вот некоторые опусы:
«Доволен пахан, одобрил сходняк,
Теперь в банк надежный положен общак»
Или
«Пока все на рынке от кризиса парятся
Один местный банк продолжает пиариться.
О бизнес-успехах по радио ратует,
Бегущей строкою народный глаз радует,
Не бойся дефолта, товарищ очкующий,
С крестьянкой вдвоем беспокойно ночующий –
Уверен в себе и надежен как танк
Рабоче-крестьянский ЗАО «МЕГА-Банк»!»
Добавим, что в завершение дискуссии один из форумчан предложил банку также модернизировать сайт – ориентируясь на рекламную аудиторию. Переименовав вкладки вроде «частным лицам» и «юридическим лицам» на меню «быдлу» и «пацанам».