Надписи на щитах магазинов со словами «Пиво», «Сигареты», «Табак» признаны наружной рекламой. Удмуртское УФАС готовит иски против магазинов, на павильонах которых размещены подобные надписи.
Удмуртское УФАС России признало вывески с информацией «Пиво», «Табак», «Сигареты» на магазинах рекламой. Такое решение было принято 18 марта на заседании экспертного совета антимонопольной службы. Таким образом, эти вывески подпадают под действие ФЗ «О рекламе», а значит, подлежат соответствующему регулированию. Владельцам магазинов придется менять вывески либо убрать вовсе.
Антимонопольная служба усмотрела «направленность указанной информации на привлечение внимания к персонифицированным объектам в целом: «Пиво», «ПивКо» (к пиву и напиткам, изготавливаемым на его основе), «Сигареты» (к табачным изделиям), формирование, поддержание интереса к данным объектам». Как пояснил заместитель руководителя удмуртского УФАС Сергей Юшкин, нарушение законодательства о рекламе заключается в размещении рекламы пива без предупреждения о вреде его чрезмерного употребления. «Для приведения данной рекламы в норму необходимо сопроводить ее соответствующим предупреждением, - отметил Сергей Юшкин. - Следует отметить, что распространение рекламы пива ближе 100 м от детских, образовательных, медицинских, культурных, оздоровительных, военных организаций не допускаются». Таким образом, по словам г-на Юшкина, такие вывески не могут размещаться на магазинах рядом с данными учреждениями.
В отношении вывесок с информацией «Сигареты», «Табак» закон еще более суров. «Он полностью запрещает рекламу средствами наружной рекламы, то есть в данном случае с использованием внешних поверхностей торговых павильонов», - пояснил Сергей Юшкин.
Уже в 2009 г. удмуртским УФАС рассмотрено три дела, возбужденных по факту распространения рекламы пива и сигарет в виде надписей «Пиво», «Табак», «Сигареты», размещенных на торговых павильонах, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ранее подобных решений удмуртское УФАС не выносило. У экспертов оно вызвало неоднозначную реакцию. По мнению директора пивзавода «Гамбринус» Николая Пополитова, информация на продуктовых торговых точках о том, что в них продается пиво, вполне допустима. «Однако это касается случаев, если в информации нет прямого призыва к его покупке, например, свежее, вкусное, - считает эксперт. - Поскольку пиво - это обобщенная категория продукта как такового, в этом случае слово «пиво» лишь информирует о наличии данного напитка в продаже в торговой точке». С сигаретами, по мнению г-на Пополитова, ситуация несколько иная: «Сигареты - это конкретная разновидность табачных изделий, наряду с сигарами, папиросами, «условно» может подпадать под закон о рекламе», - добавил эксперт.
В целом Николай Пополитов выразил недоумение по поводу решения удмуртского УФАС. Не согласны с антимонопольщиками и представители рекламного бизнеса. Как отметил директор РА «SDM» Сергей Печников, фактически вывески не являются рекламой, так как не заключают в себе названий конкретных марок и фирм. «Они лишь информируют потребителя о наличии товара в магазине», - отметил эксперт. Директор РА «Гарант-Реги» Станислав Лысков и вовсе отказался комментировать данное решение УФАС, пояснив, что многие постановления органа ему не понятны. «Нередко решения УФАС лишены всякой логики. Формулировки, которые они дают по различным вопросам, ни о чем ясно не говорят», - считает эксперт.
Однако решение УФАС поддерживает юрист Алексей Орлов: «Под действие закона не попадают вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным», - пояснил Алексей Орлов. Однако, по мнению эксперта, в данном случае вывески «Пиво» и «Сигареты» вполне соответствуют понятию наружной рекламы, так как заключают в себе определенный призыв приобрести данные продукты, а значит, магазины, размещающие их, нарушают закон о рекламе.
Между тем сами владельцы магазинов называют решение ФАС абсурдным и не понимают, чего такими действиями добивается антимонопольная служба. «Мне непонятно, чем руководствовался экспертный совет, вынося такое решение. Безусловно, те, кто раньше покупали, будут и дальше покупать пиво или сигареты, - сказал индивидуальный предприниматель Александр Бравичев. - Мы не продвигаем с помощью вывески пиво или сигареты, а просто информируем, что в данной торговой точке можно приобрести этот товар». По словам эксперта, если к нему придет предписание снять вывески, на то, чтобы сделать это, особых затрат не потребуется.
В компании «ПивКо», к названию которой предъявляет претензии антимонопольный орган из-за наименования магазинов, никаких постановлений от УФАС пока не получали, поэтому от комментариев воздерживаются, тем не менее отметив, что не согласны с тем, что подобные вывески можно считать рекламой. Пока конкретных решений по магазинам, на которых имеются вывески с надписями «Пиво» и «Сигареты», от удмуртского УФАС не последовало. Однако их стоит ожидать в ближайшее время, так что, возможно, вскоре некоторым торговым точкам придется сменить вывески.
Михаил Красильников
Business Class Удмуртия
Комментарии: |
Гость: mangoos
04.03.2009 17:16:23
|
|
|
Маразм крепчал... Скоро таблички типа "Парикмахерская" будут объявлены наружной рекламой и обложены налогом либо убраны вовсе.
И уж совсем с ужасом жду, когда объявят таковой ценники в уличных киосках... |
Гость: Владимир Семин
05.31.2009 11:44:44
|
|
|
Оформление зачет :) Сами дизайн делали или тема?
|
Гость: Геннадий Новиков
06.18.2009 19:18:48
|
|
|
Занимательная и интересная статья у вас. В отличие от большинства остальных подобных почти нет воды! :)
|
Гость: Иван Сычев
06.25.2009 02:49:29
|
|
|
Очень хороший и занимательный блог! Постоянный житель моего ридера :)
|
Гость: жEлтЫйкOт
07.02.2009 12:06:26
|
|
|
Почитаю что Вы пишете - дом 2 почему-то вспоминается :)
|
|