Депутаты продолжают шлифовать норму нового закона «О рекламе», запрещающую рекламировать водку под видом конфет
Как стало известно RBC daily, 21 сентября вице-спикер Госдумы Любовь Слиска внесла поправку к закону «О рекламе» в новой редакции, запрещающую рекламу зонтичных брендов. Своей поправкой она уточняет один из абзацев четвертой статьи закона, принятого в первом чтении 20 апреля 2005 г. Таким образом, норму, которая, к примеру, запрещает продвижение водки под видом одноименных конфет, планируется сделать максимально четкой. Какой именно текст нормы – прежний или новый – войдет в окончательную версию закона, покажет время. Но в результате ФАС так или иначе получит возможность пресекать случаи нарушения закона не в судебном порядке, а в рамках собственных полномочий. Правда, рекламодатели предупреждают, что новую норму нужно будет использовать предельно осторожно, чтобы не навредить законопослушным производителям.
Закон «О рекламе» в новой редакции внесен в перечень приоритетных законопроектов для рассмотрения Госдумой в осеннюю сессию. По предварительной информации, его второе чтение состоится 30 ноября. В числе прочих инициатив будет рассмотрена поправка о запрете рекламы зонтичных брендов. Мотив запрета состоит в том, что посредством рекламы «нейтральных» продуктов и услуг сегодня нередко продвигаются товары, рекламы которых жестко ограничена законом. Один из хрестоматийных примеров – реклама шоколадных конфет «Флагман». А недавний пример – реклама бесплатной телефонной линии «Тосты от Путинки». Действующий же закон «О рекламе» не дает эффективных методов для борьбы с такого рода продвижением. Конечно, экспертный совет при ФАС недавно признал рекламой водки и кампанию «Тосты от Путинки», и рекламу воды «Славянская», но в целом бороться с такой рекламой сложно. Законодатели это учли в новой редакции закона «О рекламе», принятой весной этого года в первом чтении, где запрет рекламы зонтичных брендов уже присутствовал. Как сообщил RBC daily пресс-секретарь Любови Слиски Антон Фетисов, поправка к норме, запрещающей рекламу зонтичных брендов, уточняет то, что уже было принято в первом чтении.
Статья четвертая закона «О рекламе», предложенная заместителем председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимиром Мединским и одобренная депутатами 20 апреля, выглядит следующим образом: «Недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, продавца, изготовителя, средств индивидуализации товара <…>». Поправка Любови Слиски меняет текст на следующий: «Недобросовестной признается реклама, которая представляет рекламу товара, запрещенного к рекламированию данным способом (в данное время, в данном месте), если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак (знак обслуживания) которого идентичен или сходен до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания) товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы продавца или изготовителя такого товара».
Автор первоначального текста нормы о запрете рекламы зонтичных брендов называет законодательную инициативу вице-спикера Госдумы «очень правильной». «Поправка, внесенная Любовью Слиской, отличается от нормы закона «О рекламе», принятого в первом чтении, лишь лингвистически. В результате сейчас существует два текста с одинаковой идеей. Какой из них будет принят – еще будет обсуждаться, и мы будем обсуждать это с нашими юристами. Лично мне кажется, что первоначальная формулировка нормы чуть лучше», – сказал RBC daily Владимир Мединский. Впрочем, по мнению депутата, какой бы вариант ни вошел в окончательную версию закона, в любом случае запрет рекламы зонтичных брендов станет одним из самых жестких и принципиальных ограничений в рекламном законодательстве.
Если поправка пройдет, это может привести к тому, что крепкий алкоголь перестанет продвигаться «под прикрытием» конфет и других товаров, рекламирующихся без ограничений. «Критерии, позволяющие сделать вывод о том, что в данном конкретном случае под видом другого продукта рекламируется крепкий алкоголь, всегда субъективны. Если ФАС посчитает, что под видом питьевой воды рекламируется водка, то рекламораспространитель будет незамедлительно оштрафован, а сама эта реклама должна быть снята. Если сейчас ФАС борется с зонтичными брендами через суд, то с принятием новой нормы министерство получит закон прямого действия», – отмечает Владимир Мединский. Принятие закона, внесенного в Думу в конце 2004 года, по его словам, не за горами: «Работа над законом «О рекламе» в новой редакции продолжается уже довольно долгое время не случайно – он будет по-новому регулировать деятельность всех хозяйствующих субъектов, занятых в рекламной сфере, поэтому мы не можем торопить события и рубить сплеча. Но, в любом случае, я надеюсь, что в третьем чтении закон будет принят весной 2006 г.».
В свою очередь представитель рекламодателей предупреждает о том, что новую норму нужно будет применять осторожно. «Есть два подхода к решению проблемы. Первый – это глобальный запрет рекламы всех товаров, которые продаются под зонтичными брендами. Он вреден и нигде в мире не практикуется, – комментирует RBC daily ситуацию Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации рекламодателей. – Второй заключается в том, что, выявляя рекламу крепкого алкоголя под видом разрешенных к рекламе продуктов, нужно действовать гибко. Само руководство ФАС признает, что нелепо было бы запрещать рекламу продуктов, которые хотя и продаются под одной торговой маркой с продуктами, реклама которых ограничена, в сознании потребителя с ними не смешиваются». Например, это касается конфет марки Finlandia, которые хотя и выпускаются под той же маркой, что и водка, однако являются «полноценным» продуктом, который напрямую в сознании потребителя с водкой не ассоциируется.
Андрей Сердечнов
RBC Daily