Городской центр размещения рекламы Петербурга (ГЦРР) намерен добиваться того, чтобы любая вывеска офиса или магазина приносила городу доход, а также хочет запретить рекламу на территориях и зданиях, находящихся в долгосрочной аренде у КУГИ. Но это пока только планы, а сегодня, по словам директора ГЦРР Александра Кадырова, полным ходом идет борьба с несанкционированной рекламой.
"ПП": Летом 2004 года ГЦРР начал массовые проверки несанкционированных рекламных вывесок на Невском и Московском проспектах, Садовой, Гороховой и других улицах. Чем они закончились?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Подобные проверки – не разовое мероприятие, которое заканчивается в определенный день. Они проводятся постоянно. Если фирма не откликается на наши сигналы, то через месяц рекламоноситель демонтируется. Сейчас в среднем демонтируется по 25 носителей несанкционированной рекламы в день. ГЦРР не имеет права брать штрафы, поэтому только подобные меры научат коммерсантов быть дисциплинированными и платить за размещение рекламы.
"ПП": Кто тогда штрафует за несанкционированную рекламу?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Штрафы собирает Государственная административно-техническая инспекция. Мы извещаем их о месте нахождения несанкционированного рекламоносителя, после чего они выписывают предписание об устранении нарушения. Если фирма его не исполняет – следует штраф. В случае если штрафные санкции не подействовали, ГАТИ имеет право обратиться в ГЦРР для проведения демонтажа несанкционированной рекламы. Мы также используем в своей борьбе с такими рекламоносителями такой метод, как заклеивание рекламного поля желтой лентой с телефоном ГЦРР и надписью: "Рекламоноситель несанкционирован". Если и это не помогает, то мы его демонтируем. И поверьте, число заключенных с нами договоров от принятия таких мер только растет.
"ПП": А как продвигается борьба с "раскладушками", которые устанавливаются без разрешения ГЦРР?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Мы их тоже демонтируем. Но, во-первых, таких рекламоносителей очень много. Во-вторых, они не находятся на своих местах постоянно. После наших проверок "раскладушки" убирают, а затем через несколько дней выносят снова. В каждом районе у нас по штату работают двое специалистов. Понятно, что 10 раз по одному месту они ходить не могут. Но мы и с этим будем бороться по возможности.
"ПП": Есть реклама, которая не демонтируется, но и денег городу не приносит. Вот, например, такая реклама размещена на здании комендатуры прямо напротив подъезда ГЦРР.
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Это больной вопрос. Сегодня 10% рекламоносителей в Петербурге расположены на землях, находящихся в федеральной собственности, в долгосрочной аренде у КУГИ и на частных территориях. Их владельцы не платят за размещение рекламоносителей городу ни копейки. Понятно, что заставить заплатить федералов или собственников сейчас нереально. А вот арендаторов – можно. Мы выступили с предложением включить в договор КУГИ на долгосрочную аренду пункт, запрещающий размещение наружной рекламы на сданной в аренду земле. Да, город на этом ничего не заработает, но зато и неконтролируемой рекламы на таких зданиях не будет. Вопрос сегодня находится на рассмотрении в КУГИ.
"ПП": Часто на вывесках магазинов можно заметить рекламу известных брендов (Pepsi, Coca-Cola и др.). За нее тоже никто не платит. Это заметили депутаты и внесли в Госдуму законопроект, который предполагает собирать плату за ее размещение. А как обстоят дела с подобными вывесками в Петербурге?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: У нас тоже существует такая проблема, и мы будем добиваться ее решения. Мы уже заключили договор на оплату с Coca-Cola (в год за вывески компания платит более 100 тыс. руб.). До 10 ноября мы надеемся заключить подобный договор с ООО "Пепси Боттлинг Групп" (они уже провели инвентаризацию своих информационных объектов).
Кстати, в 2005 году будут пересмотрены правила размещения вывесок магазинов. Сегодня информационная вывеска площадью менее 1 м2 размещается бесплатно. Вскоре платить будут все владельцы вывесок. Независимо от их размера.
"ПП": Похоже, вы готовы выполнить свое обещание губернатору Петербурга по поводу увеличения сборов в бюджет города.
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Мы его уже выполнили. Я думаю, что в конце года мы выйдем на 530 млн. руб. (для сравнения: за 2003 год сборы от рекламы в бюджет составили 400 млн. руб.). Увеличение поступлений в бюджет происходит благодаря комплексу мероприятий по контролю за несанкционированными рекламоносителями, повышению эффективности торгов на рекламные места, увеличению тарифов на наружную рекламу и жестким мерам, применяемым к неплательщикам. Мы срезаем несанкционированную рекламу. Это стимулирует фирмы заключать новые договоры.
"ПП": Разве появляются новые места? Ведь благодаря ГОСТу на наружную рекламу должна была исчезнуть даже реклама вдоль дорог. Не говоря уже о появлении новых мест.
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Ситуация с ГОСТом не ясна до сих пор. Но вы же видите – реклама висит. Значит, новый стандарт сегодня не действует. С начала года на торгах мы продали 80 мест для размещения. Возможно, еще 400-500 мест будет выделено под городскую социальную рекламу, конкурс на создание и размещение которой сейчас проводится комитетом по печати и связям со СМИ.
"ПП": Для неэтичной рекламы места тоже находятся. Несмотря на то, что губернатор города считает, что нужно тут же снимать это "безобразие". В связи с этим даже заявлялось, что в договор с ГЦРР на размещение рекламы будет включен пункт о его расторжении после двух предписаний федеральной антимонопольной службы. Это правда?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Лично я этот пункт в договор не включал. Хотя предложение такое было. Но ФАС – это совершенно другое ведомство, которое к нам не имеет никакого отношения. Поэтому, как юридически оформить такую процедуру, я не представляю. Так же, как и не понимаю, на основании какой нормативной базы ГЦРР будет расторгать договор с компанией, которая регулярно платит в городской бюджет. При появлении неэтичной рекламы (кстати, это понятие можно трактовать по-разному, потому что в законодательстве нет четкого определения) у ГЦРР есть несколько рычагов, чтобы заставить владельца ее убрать, причем достаточно оперативно. Это и непродление договоров с фирмой-нарушителем, и недопуск ее на торги, и постановка в так называемый "стоп-лист". Несомненно, мы готовы совместно с антимонопольным управлением решать эту проблему. Но хотелось бы, чтобы это было в действующем правовом поле.
"ПП": А каково ваше личное отношение к такой рекламе?
АЛЕКСАНДР КАДЫРОВ: Здесь надо говорить о каких-то конкретных вещах. Некоторую рекламу, например зубной нити "Флостик", я считаю некрасивой и неприятной. Нормальный человек, когда идет чистить зубы разве говорит, что "я пойду, возьму в рот"? Надо же было такое придумать! ООО "Просперити" еще пыталось спорить о том, что это этично.
01.04.2005 / Александра Андреева, "Предприниматель Петербурга"
|