Искусствоведы и архитекторы бьют тревогу: исторический центр Москвы задыхается от рекламы. Знаковые дома превращаются в постаменты для логотипов и брендовых надписей. За рекламой уже не видно памятников архитектуры на Пушкинской площади, щиты скрыли фасад Дома Пашкова, а Центральный Дом художника из-за огромной рекламы стал похож на офис страховой компании. Столичные власти признают проблему и регулярно сокращают количество допустимой уличной рекламы. Однако на сегодняшний день нет правовых рычагов, позволяющих демонтировать баннеры и растяжки в городе, пишут "Новые Известия".
Экскурсоводы жалуются, что из-за обилия рекламы вынуждены показывать туристам некоторые исторические здания только на фотографиях. Гиды вынуждены объяснять гостям столицы, что здание существует, просто его не видно. "Если показывать Москву историческую, советскую архитектуру, сталинские высотки, то реклама совершенно сбивает с толку как экскурсоводов, так и туристов, – говорит заместитель начальника экскурсионного бюро Евгения Числова. – Люди хотят видеть историческую часть города, а видят изображения дорогущих машин и бытовой техники".
В качестве примера специалист приводит дом номер 3 по 1-й Тверской-Ямской улице. С этим зданием связано множество эпизодов из истории старой Москвы. Здесь в шестидесятые годы находилась редакция легендарного журнала "Юность", ставшего ярким символом хрущевской "оттепели". Здесь проходили дискуссии, формировалась эстетика шестидесятников. В доме собирались Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Василий Аксенов.
Сейчас дом полностью скрыт от глаз прохожих не только рекламными растяжками, но и многочисленными баннерами, установленными на крыше. Если смотреть на него со стороны памятника Маяковскому, невозможно даже сразу определить, сколько в здании этажей, тем более рассмотреть детали архитектуры.
По мнению столичного архитектора Бориса Хазанова, реклама может быть частью архитектурного облика города. Но для этого ее нужно как-то регулировать, а культурное сообщество просто не способно "противодействовать напору денег". "Силы заведомо неравны", - отмечает эксперт.
На этой неделе Мосгордума сделала еще одну попытку защитить город от рекламы. Депутаты подготовили проект поправок в Федеральный закон "О рекламе". Согласно проекту, собственники будут обязаны предоставлять документы, подтверждающие безопасность рекламных конструкций. Власти считают необходимым продумать и систему штрафных санкций при его исполнении. Однако на данный момент ситуация находится на стадии обсуждений, а российская столица продолжает утопать в рекламе.
Почти каждый год в мэрии и городской Думе принимаются постановления о сокращении рекламных конструкций. По нормативам 2007 года в центре города предполагалось сократить наружную рекламу на 80 %. Летом 2009 года решили убрать рекламу с уличных указателей. А в марте этого года заявили, что в ближайшем будущем сократят количество крупноформатных рекламных конструкций еще на 30%.
Однако результат пока не очень заметен. Председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир Макаров объясняет это тем, что правительство не может демонтировать баннеры, которые уже установлены. "Существуют договорно-правовые отношения на рекламные конструкции, – заявил он, – есть разрешительная документация и договор. Там, где реклама совсем мешает, мы, естественно, вмешиваемся, там, где нет, будем действовать по окончании договора. На ближайшую трехлетку наша задача – сделать так, чтобы по окончании договоры на рекламу уже не продлевались, а эти участки просто освобождались".
Нигде в мире такого нет
По данным агентства "ЭСПАР-Аналитик", Москва занимает 9-е место в мире по количеству наружной рекламы (впереди, например, Нью-Йорк и Токио). И темпы роста этой отрасли только увеличиваются. Одна только растяжка вокруг территории снесенной гостиницы "Россия" по размерам превосходит римский Колизей. На сегодняшний день на щиты приходится 20 % всего рекламного рынка.
Эксперты отмечают, что в некоторых городах реклама хорошо "вписывается" в архитектурный облик. Но речь идет о новых больших городах, таких как Лас-Вегас и Токио. Там билборды стали символами городов. Реклама на вступает в противоречие с архитектурой - небоскребы выступают носителями изображений и экранов.
В европейских столицах такого буйства рекламы нет. Особенно в исторических местах. "Все объекты исторической, художественной ценности должны быть освобождены от навязчивой рекламы, – заявляет газете историк архитектуры Алексей Клименко, – Например, Большой Каменный и Московорецкий мосты, откуда должен открываться вид на Кремль, но этому мешает реклама".
Историк считает, что размещать рекламу надо по результатам работы независимой экспертизы, но в России такого института нет. "Виды городов – это наше общее достояние и предмет нашей общей заботы. Не только чиновники должны распоряжаться тем, как будет выглядеть город. Нигде в мире такого нет. Везде проблема с рекламой на фасадах зданий решена, она делается из полупрозрачного материала и не закрывает памятники архитектуры", - отмечает эксперт.
Источник: www.newsmsk.com
|