Российский рынок интернет-рекламы на подъеме. Он появился на свет всего-то несколько лет назад и, как всякий молодой организм, быстро растет и развивается. С рождения он требовал к себе особого внимания и наконец это внимание получил, даже в избытке.
Рекламные агентства на протяжении нескольких лет внушали рекламодателям, что интернет - незаменимый инструмент коммуникации. Они добились своего: желающих воспользоваться инструментом теперь столько, что иногда уже непонятно, где разместить рекламу всех этих желающих. Спрос превышает предложение.
Впрочем, разнообразных "но" в сложившейся ситуации хоть отбавляй. Так, амбициозный хозяин сайта про разведение бобров наверняка сходу окрестит бредом намек на недостаток рекламного трафика. Ведь он продает рекламу на своем сайте раз в пятилетку. Бери - не хочу. Проблема как раз в том, что "не хочу". Из тысяч сайтов в русскоязычном интернете 60–70% всех рекламных денег получает десяток-полтора крупных проектов, размещения на которых распроданы на полгода вперед. Все мелкие проекты фактически остаются за бортом этого праздника жизни. Рекламным агентствам за редким исключением неинтересно работать с маленькими проектами, что и понятно. Сравнивая с наружной рекламой: можно поставить один щит 6 х 3 на оживленной трассе и его увидит миллион людей. А можно поставить 10 000 щитов на проселочных дорогах. В сумме его увидит тот же миллион людей, но времени и сил для достижения этого результата будет потрачено несопоставимо больше.
Да и российский рекламодатель - "зверь" довольно специфический. Формулируя задачу проведения своей рекламной кампании фразой "хочу, чтоб мой баннер висел на главной странице РБК („Рамблера”, „Яндекса” - список можно продолжить)", он вряд ли отдает себе отчет в том, насколько далеки подобные заявления от законов маркетинга и рекламы. Между тем такое встречается до сих пор сплошь и рядом. Читает человек РБК каждый день, вот и хочется ему там покрасоваться перед коллегами, а в первую очередь перед самим собой. Целевая аудитория в данном случае - он, любимый, а вовсе не какие-то потенциальные клиенты/покупатели.
Чем же небольшие сайты могут заработать себе на жизнь? Или хотя бы на покрытие расходов на хостинг? Во всем мире они делают это за счет разнообразных рекламных сетей и систем контекстной рекламы. В России коммерческие (не обменные) рекламные сети можно перечесть по пальцам одной руки и появились они в течение последних двух лет. Та же история с системами контекстной рекламы. Но проблема по большому счету в другом. В недоверии людей друг к другу. Хозяева сайтов про бобров считают, что их обманывают, выплачивают слишком мало денег, обсчитывают и вообще что кругом одни жулики. Руководители сетей хоть и в меньшей степени склонны к паранойе, подозревают сайты в накрутках и прочем недобросовестном поведении. К тому же непросвещенные рекламодатели далеко не всегда хотят размещаться в сети даже с качественным форматом рекламы и хорошим охватом аудитории, предпочитая "баннер на главной странице имярек-мегапортала".
Возможно, это одна из причин, по которой новые контент-проекты появляются довольно редко: люди не уверены, что смогут заработать на них деньги или хотя бы сделать их незатратными. В США и Европе небольшие сайты без особых проблем могут перебиваться за счет сразу многих коммерческих сетей. И рекламодатели там не гнушаются размещением на небольших сайтах, если это дает результат.
Возможно, в России через какое-то время такая практика станет нормой. Так что просветительские усилия по части интернета прекращать рано, надо только менять их фокус. Растущий спрос это хорошо, но ведь его и удовлетворять надо качественно. Ну и доверия чуть побольше, хотя это уже выходит за рамки онлайна и касается жизни вообще.
"Щелчок" от покупателя
Как сообщает The Wall Street Journal, интернет-компания Бэрри Диллера IAC/InterActiveCorp запустила сайт Gift.com, в котором предлагаются идеи возможных подарков, а отправной точкой для идеи служат несколько ответов на вопросы о получателе подарка. Представители компании утверждают, что их рекомендации помогут найти свою нишу в постоянно растущем переполненном рынке виртуальной реальности.
Домашняя страница сайта Gift.com просит посетителей описать получателей подарка: их возраст, пол, интересы - и предлагает отмечать галочкой комбинацию таких слов, как "эксперт техники" (gadget guru), "местная примадонна" (domestic diva), "спортивный фанат" (sports fan). Результатом поиска для школьницы, обожающей музыку и высокотехнологичные разработки, станет несколько безделушек вроде проигрывателя iPod от фирмы Apple Computer Inc. Однако прокручивая страницу вниз, вы также найдете более интересные находки: например, домашние караоке-проигрыватели от $49 или "умные" рамки для картин, отображающие цифровые фотографии от $129 и выше.
Иногда, правда, предложения оказываются, мягко говоря, странными. В подарок на день рождения мальчикам школьного возраста предлагается пара 75-долларовых запонок из аквамарина. Сайт поясняет: "Аквамарин - традиционный камень тех, кто родился в марте".
Впрочем, сайт Gift.com не продает никаких товаров. Вместо этого он направляет покупателей на веб-сайты продавцов для осуществления покупки. А сам получает прибыль с комиссии, взимаемой с рекламодателей каждый раз, когда покупатель щелкает курсором на товар, который он желает приобрести.
Идея настраиваемого поиска подарков - предложение одиннадцати "экспертов по подаркам" в этой компании. В результате поиска на экран выводится страница с двумя десятками наименований, которые выбрали эксперты. Щелчок курсора на определенный товар приведет к списку продавцов данного наименования и текущим ценам. Продавцы, которые хотят быть первыми в списке, должны платить больше, таким образом, как указывает Gifts.com, расположение в самой верхней строчке стоит 60 центов за один "щелчок" от покупателя.
Вильям Линч (William Lynch), президент и главный исполнительный директор сайта, заявляет, что Gifts.com позволяет IAC выявлять рекламодателей, которые не стали бы продавать свои товары на других сайтах IAC, таких как Expedia. Например, компания Vermont Teddy Bear Co., которая продает плюшевых медвежат и другие подарки, заявляет, что Gifts.com является единственным сайтом IAC, на котором рекламируются продукты компании.
Gifts.com может также извлекать пользу от связей с другими сайтами IAC. Например, список предлагаемых подарков для меломанов включает подарочные сертификаты в Ticketmarket, другого подразделения IAC. "Я думаю, что это часть всеобъемлющей цели - по достижению процветания всех филиалов,- говорит Кэрри Джонсон (Carrie Johnson), аналитик компании Forrester Research Inc.- Это может стать тем связующим звеном, которое удерживает эту компанию как единое целое с точки зрения электронной коммерции".
Источник: АНТОН НЕСТЕРЕНКО
"Бизнес"
|