В ближайшее время на Украине могут начать выходить сразу две крупные российские деловые газеты: «Коммерсантъ» и «Ведомости». О намерении начать работу на этом рынке заявил крупнейший российский оператор наружной рекламы News Outdoor. Эксперты медиарынка объясняют стремление на Украину быстрым ростом рынка, однако отмечают его слишком маленький по российским меркам объем, сообщает газета "Бизнес" .
По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем украинского рекламного рынка в 2004 году вырос на 36%. Однако в абсолютном выражении этот рынок все еще сравнительно мал - $571 млн (в России - $3,5 млрд).
«Украинский рынок очень привлекателен для россиян: это почти Европа, и для русских предпринимателей, у которых есть желание инвестировать, сокращая страновые риски, это идеальное место»,- считает первый вице-президент концерна «Система массмедиа» (владеет рекламным агентством «Максима-Киев») Сергей Ключенков.
Сейчас на Украине представлено лишь одно российское деловое издание - «Эксперт». Cosmopolitan, «Караван историй», Elle и Maxim издаются по лицензии. Причина невнимания издателей к Украине - в том, что до недавнего времени они активно осваивали российский рынок, потом экспансия законсервировалась из-за выборов.
После выборов российские медийщики устремились на Украину. Первой ласточкой стал ИД «Коммерсантъ». «Мы были потенциально готовы и раньше обсуждать этот проект, но не хотели попадать в период предвыборной лихорадки,- говорит коммерческий директор ИД „Коммерсантъ” Павел Филенков.- Там 50 млн русскоговорящих - жалко их упускать».
В 2000 году ИД уже пытался выйти на украинский рынок, выпуская «Коммерсантъ-Украина» с небольшим количеством украинских материалов. Правда, уже в 2001 году проект был закрыт. «Местная редакция ставила материалы, которые не соответствовали редакционной политике, но решения, кроме закрытия проекта, нам найти не удалось»,- говорит Филенков.
Украинский «Коммерсантъ» начнет выходить в июне тиражом 8 тыс. экземпляров. По словам Филенкова, интерес к проекту уже проявили не только местные, но и российские рекламодатели.
Одновременно к рынку присматриваются и конкуренты «Коммерсанта». По данным источников «Бизнеса», местный рынок сейчас активно изучает ИД Independent Media, который собирается издавать там «Ведомости». «Мы серьезно изучаем этот рынок, выход на него вполне вероятен, но пока говорить о конкретных сроках рано. Рынок интересный - очень динамичный, и там недостаточно качественных бизнес-изданий»,- говорит член совета директоров ИД Михаил Дубик.
Издатели ориентируются больше на перспективу - объем рекламы в украинской прессе в прошлом году составил всего $81 млн (в российской - $1,2 млрд). «Журналов на Украине очень много, но система дистрибуции практически отсутствует, что ограничивает развитие издательских проектов»,- поясняет Сергей Ключенков. По его информации, помимо Independent Media, к украинскому рынку присматривается и «Афиша Индастриз».
Еще один чрезвычайно интересный для российских компаний сегмент - наружная реклама. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, в 2004 году украинский рынок «наружки» составил $86 млн. Зато, по словам Сергея Ключенкова, загрузка рекламных площадей, по крайней мере в Киеве, достигает 90% в год. «Об этом российским операторам можно только мечтать»,- говорит он.
Сейчас на рынке российских игроков нет - по словам директора украинской компании Door’s Consulting Сергея Смоляра, крупных инвесторов останавливал слишком маленький объем рынка: «Кроме того, российские компании настороженно встречали и украинские бизнес-структуры, и власть».
Гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин считает, что основная причина отсутствия интереса к Украине со стороны российских компаний - недостаточное развитие российского рынка. «Главные игроки не представлены в основных российских городах, так что на Украину идти рановато, хотя рынок интересный»,- говорит он.
Тем не менее выход на рынок первого российского игрока - News Outdoor - ожидается уже в этом году. Компания перенесла начало активной работы на Украине из-за затянувшейся предвыборной кампании, но, по словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, приход компании на украинский рынок в этом году точно состоится. На это пойдет часть рекордного кредита в $130 млн, недавно полученного News Outdoor у ЕБРР.
Украинские компании опасаются прихода российских конкурентов. «На Украине около 400 операторов, некоторые владеют двумя щитами, некоторые - тысячей. News - сильный и жестко ведущий бизнес конкурент - заставит или шевелиться, или терять бизнес. Этого никому не хочется»,- считает Сергей Смоляр из Door’s Consulting.
«Cущественная часть рекламного рынка - импортеры»
Осенью на Украине начал выходить журнал «Эксперт». Сейчас этому примеру собираются последовать «Коммерсантъ» и, возможно, «Ведомости». О перспективах российских издателей на рынке украинских СМИ обозревателю «Бизнеса» Марине Носкович рассказал гендиректор журнала «Эксперт» Александр Привалов.
- Интерес к украинскому рынку российские издатели объясняют отсутствием качественных ежедневных деловых газет на Украине. Вы согласны с этим?
- Я готов в это поверить. Но это не более чем характеристика рынка. Сам по себе факт, что чего-то нет, не означает, что в случае появления эту вещь ждет успех.
На Украине есть несколько еженедельных деловых изданий: еженедельная газета «Бизнес», довольно желтая, но являющаяся рекламным лидером, есть «Профиль», издающийся по франшизе, еженедельники «Деловая столица» и «Власть денег». Но конкурентами мы их не считаем, так как отличаемся от них стилистически.
- Насколько коммерчески успешен «Эксперт» на Украине?
- Еще и полугода не прошло, так что говорить об этом рановато. У нас есть несколько прогнозов по поводу того, когда мы выйдем на окупаемость. У наших украинских партнеров (их имена не раскрываются.- «Бизнес») есть планы построения медиахолдинга, и наши темпы развития зависят от того, с какой интенсивностью будет развиваться этот холдинг. Но мы очень надеемся, что в ноль выйдем довольно скоро. Для сравнения могу сказать, что в России на окупаемость мы вышли за полтора года.
- Каков тираж «Эксперт-Украина»?
- 25 тысяч экземпляров
- Вы делаете основной упор на российских рекламодателей?
- Нет-нет. Конечно, такой сегмент есть, но этого, на мой взгляд, делать нельзя. Во время революции таможня в какой-то момент практически перестала работать, это было серьезным ударом по рекламному рынку. Потому что, как и в Москве, существенная часть рекламного рынка - импортеры, а они сказали: «Пока наши товары не едут, зачем же мы будем рекламу давать?». Так что западные компании-рекламодатели на Украине играют такую же ключевую роль, как и в России. И основные рекламодатели те же, что в России, например Samsung.
http://www.advesti.ru
|