Комиссия Федеральной антимонопольной службы рассмотрела дело, возбужденное 27 декабря 2004 года в отношении ООО "Адидас"
по признакам нарушения Федерального закона
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Основанием для возбуждения дела послужило поступившее в ФАС РФ заявление от группы компаний "КАНТ" о признаках нарушения ООО "Адидас" статьи 6 Закона
"О конкуренции…".
Корреспондент "Бизнеса для всех" связался с заместителем гендиректора по торговле группы "КАНТ" Максимом Виноградовым и попросил его прояснить ситуацию.
- Пользуясь своим доминирующим положением на рынке креплений для равнинных лыж, OOO "Адидас" - дочерняя компания Adidas-Salomon AG препятствовала торговле креплениями российских производителей. При заключении договоров со своими дилерами они включили в договор пункт, запрещающий торговать креплениями конкурентов, что противоречит российским законам. В случае нарушения этого требования "Адидас" согласно пункту разработанного ими договора был вправе потребовать уплаты неустойки в размере 50 тыс. долл. США!
- И никто не противился этому?
- Товар у нас сезонный, пока суд да дело, снег растаял и … вместе с ним бизнес. "КАНТ" готов к добросовестной конкурентной борьбе с зарубежными фирмами, подчеркиваю, в рамках российского законодательства. Дело в том, что многие крупные фирмы порой, мягко говоря, "невнимательно" относятся к российскому законодательству. В настоящее время в стране появились отечественные производители, которые успешно конкурируют с зарубежными компаниями по качеству выпускаемой ими продукции. В частности, "КАНТ" под торговой маркой Marpetti, (иностранное название пусть не смущает - это отечественный товар) уже три года производит сравнимые по качеству, но значительно более дешевые крепления, легко заменяющие продукцию компании Salomon. Так, например, розничная цена на крепления Salomon Profil Auto - 1110 руб., а цена на крепления Marpetti Auto Men - 840 руб. Не удивительно, что с каждым годом все больше покупателей выбирают продукцию отечественного производителя. Под маркой Marpetti выпускаются ботинки, крепления, палки, лыжи. В производстве всего этого многообразия товаров принимают участие около пятисот человек, занятых на трех фабриках в Смоленской, Московской, Ярославской областях. Продукция Marpetti предлагается российскому потребителю по ценам значительно ниже, чем европейские. В 2005 г. под маркой Marpetti, планируется выпуск недорогих мазей и парафинов. Кроме того, разрабатывается новое крепление для беговых лыж, использующее новые принципы работы и еще более доступное по цене. Россия - крупнейший в мире рынок беговых лыж - более 400 тысяч пар в год, и не удивительно, что компания Adidas-Salomon прилагает все усилия для контроля над рынком, который приносит большую прибыль. Стремясь получить максимальную прибыль, она использует методы и приемы, которые и вызвали вопросы у ФАС и привели к возбуждению дела.
Директор по маркетингу ООО "Адидас" Дмитрий Биневский подтвердил: фирма исключила из договора "дискриминационный" пункт. Причины, по которым "Адидас" включил в договор пункт о санкциях, он объяснил желанием обезопасить себя от появления некачественных подделок, сделанных под "фирму". Что касается выполнения требований Закона "О конкуренции…", то сложилось впечатление, что "адидасовцы" решили, что в традиционном российском "бардаке" на такие тонкости можно не обращать внимания. Комиссию, рассматривающую дело о претензиях "КАНТА" к "Адидасу", возглавлял зам. руководителя ФАС Андрей Кошеваров, который дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Бизнеса для всех".
- В процессе разбирательства, - сказал он, - компания "Адидас" долго не предоставляла данные, которые требовала от нее Комиссия, в частности, данные по объемам продаж. Тем не менее, мы установили, что доля "Адидас" на рынке "системных креплений" для беговых лыж составляет более 35%, что не позволяет в соответствии с п. 3 ст. 6 закона "О конкуренции..." заключать соглашения, если в результате их может иметь место ограничение конкуренции.
- Это единичный случай?
- Наша служба периодически сталкивается со случаями, когда иностранные фирмы "забывают" о российском антимонопольном законодательстве и в, частности, о Законе "О конкуренции…". Случай с "Адидасом", разумеется, не единичный. Недавно рассматривалось аналогичное дело, где были признаны необоснованными претензии одной из немецких фирм производителей оконных рам к своим российским конкурентам, наладившим производство аналогичной продукции. Немцы "не учли", что у нас в стране также действует патентное право.
- На каком основании возбуждаются дела в случаях нарушения антимонопольного законодательства?
- Нам чрезвычайно важна реакция участников рынка на подобные случаи. Дела о нарушениях мы возбуждаем и в результате собственных проверок, но все же более половины - по обращениям предпринимателей.
- Руководство "КАНТА" считает, что они изрядно потратились на юристов.
- Право обратиться к нам имеет любая компания, в том числе и малое предприятие - МЫ ЗА ЭТО ДЕНЕГ НЕ БЕРЕМ. Безусловно, те, кто к нам обращаются, имеют право, если есть материальные возможности, привлекать в процессе рассмотрения дела собственных юристов, экспертов. Однако ряд даже не крупных, а крупнейших российских фирм, чьи названия у всех на слуху, обращаются в ФАС, полностью доверяя нашим специалистам. Еще раз повторюсь, право на защиту имеют ВСЕ без исключения участники рынка.
- В чем вы видите проблемы, мешающие искоренению недобросовестной конкуренции?
- Как ни странно, они лежат в области психологии. Многие предприниматели - как крупные, так и малые, считают, что как-то неприлично "ябедничать" и обращаться в суд или структуры, подобные нашей. Поэтому стараются уладить проблемы другими, порой не вполне законными способами. Частенько к решению этих проблем привлекается административный ресурс. Должна меняться культура ведения экономических споров. Права свои надо отстаивать в суде либо, как в нашем случае, в ФАС.
- Нет опасения, что "Адидас" проигнорирует решение Комиссии ФАС?
- В соответствии с законом ФАС вынесла нарушителю предписание изменить пункты договора. Мы обязали фирму "Адидас" к 1 ноября сего года представить копии всех заключенных ими договоров. В случае же повторного нарушения на фирму будет наложен штраф в размере от 2 до 5 тыс. МРОТ.
- Есть ли трудности у ФАС в отслеживании компаний, нарушающих антимонопольное законодательство?
- В 2005 г. ФАС стало сложнее отслеживать деятельность компаний на рынке. Росстат перестал предоставлять в ФАС информацию об объемах производства конкретных предприятий, ссылаясь на ее конфиденциальность. Честно говоря, позиция Росстата непонятна - ведь это бюджетный специализированный орган, как раз и призванный снабжать государственные структуры необходимой информацией. Не получая достоверной информации, ФАС вынуждена для анализа рынков содержать свой штат сотрудников. Я считаю это разбазариванием бюджетных средств.
P.S. "КАНТ" не побоялся отстаивать свои права в ФАС и заставил-таки играть мирового гиганта по законам, принятым в России. Хороший прецедент!
Игорь КРЫЛОВ.
http://businesspress.ru